Об университете будущего

Что говорить, Московский университет, имеющий более чем двухсотлетнюю традицию, выпустил из своих стен большое число специалистов, которые на разных постах в различных точках СССР строят социализм. Московский университет воспитал немало специалистов с мировым именем. По сравнению с Московским университетом наш Университет Сока, созданный 16 лет назад, можно назвать всего лишь внуком МГУ. И все же, будучи основателем Университета Сока, я отдаю все силы тому, чтобы наши выпускники стали достойными представителями поколения, которому будет суждено внести свой вклад в жизнь общества XXI века.

Мне кажется, что университетское образование в широком смысле не должно ориентироваться на подготовку специалистов, которые будут ограничены в применении своих знаний в пределах одной страны.

По моему глубокому убеждению, университет призван по своей сути быть оплотом мира и воспитывать людей, — способных вносить свой вклад в дело создания мирового сообщества на принципах гуманизма.

Отвечая на ваш вопрос о миссии университета, мне бы хотелось отметить, что советская высшая школа всегда уделяла большое внимание вопросу воспитания у студентов любви к миру, к Родине, национальной культуре. В связи с этим уместно рассказать о роли Московского государственного университета в грозные годы борьбы против фашистских захватчиков. Несмотря на то что это было почти полвека назад, для нас это отнюдь не далекое прошлое: героическое прошлое того времени и сейчас живет в сердцах преподавателей и студентов нашего университета.

Я хорошо понимаю вас... Понимаю настолько, что щемит сердце. Чтобы почувствовать, насколько свежи в сердцах советских людей воспоминания не только о суровых годах борьбы против фашизма, но и отдаленной от нас почти двумя столетиями войне против полчищ Наполеона, достаточно ознакомиться с историей Москвы, побывать в окрестностях Бородинского поля.

С первых дней войны студенты и преподаватели МГУ, как и весь советский народ, стали жить и работать в ритме военного времени. Уже в начале июля 1941 года комсомольцы университета в составе отрядов студентов из других вузов приступили к строительству оборонительных сооружений на дальних подступах к Москве — в районе восточнее Рославля.

Работали по 12 часов в сутки. После получения известий, что враг ворвался в город Смоленск, ребята стали работать не только днем, но и по ночам. Те, кто дожил до нашего времени, рассказывают о небывалом патриотическом подъеме среди студентов. Люди просто забывали о таких понятиях, как отдых, сон, еда, вода. Один из студентов в течение дня прорыл траншею, вынув 22 кубических метра грунта при и без того невероятно высокой норме — 7 кубических метров (в мирное время норма подсобного рабочего за смену составляла 4 кубометра).

1 сентября 1939 года фашистская Германия вероломно напала на Польшу. Через три недели столица Польши Варшава капитулировала и Польша перестала существовать как суверенное государство.

В июне 1941 года фашистская Германия, нарушив Пакт о ненападении, заключенный с Советским Союзом в августе 1939 года, напала на СССР. В сентябре 1941 года немецкие войска захватили Киев, а в октябре подошли вплотную к Москве. В июле 1942 года был захвачен Севастополь и фашисты подошли к Сталинграду.

Рекомендуем:

Компания «Magic Films Production» это создание 3D логотипов и анимации. Специалисты нашей компании успешно справятся с задачей любой сложности и масштаба! Мы поможем воплотить любые задумки в жизнь.

На Западном фронте в 1940 году немецкие войска, выбив англичан из Дюнкерка, буквально сметая все на своем пути, захватили Париж.

Весь советский народ, наша интеллигенция, студенты Москвы всегда знали и знают, что МГУ является цитаделью русской культуры и просвещения. Поэтому с первых дней войны все делалось для того, чтобы Московский университет не постигла участь университетов Праги, Варшавы, Сорбонны и других просветительских центров Европы. Газеты писали о том, как в 1812 году на борьбу с наполеоновскими захватчиками встала вся Россия, а с ней и питомцы Московского университета. В годы гражданской войны, вскоре после Октябрьской революции, сотни студентов и преподавателей нашего университета на передовых рубежах отстаивали молодую Советскую республику, боролись за ее независимость. Эти славные традиции Московский университет продолжил и развил в суровые годы Великой Отечественной войны. Значительная часть коллектива — преподаватели и студенты старших курсов ушли в ряды Красной Армии и народного ополчения. Оставшиеся подчинили себя законам военного времени, борьбе за освобождение Родины.

Во время второй мировой войны по так называемой «мобилизации» японских студентов тоже призывали в армию и отправляли на фронт, но мы, японцы, живущие на островах, и представить себе не можем, что такое отбивать атаки превосходящих сил противника, наступающих по широкому фронту на суше.

Самое тяжелое время в Москве, как известно, пришлось на октябрь 1941 года. 13 октября гитлеровцы повели основное наступление на Москву. В середине месяца начались ожесточенные бои на подступах к столице. Нависла смертельная опасность. Москва была объявлена на осадном положении.

Условия войны потребовали эвакуации значительного научного и педагогического состава, большей части студентов, учебного оборудования и библиотечного фонда. Правительство приняло решение эвакуировать университет в город Ашхабад. Эвакуация была проведена, однако в Москве жизнь университета не прекратилась ни на минуту. Оставшиеся преподаватели и студенты несли охрану зданий, организовали штаб по тушению пожаров во время вражеских бомбардировок, проводили лекции и занятия.

29 октября 1941 года фашистской авиации удалось сбросить на здание университета 200-килограммовую бомбу, которая причинила ущерб аудиторному корпусу, библиотеке им. А.М. Горького, клубу и зданию отделения психологии. Ночью этого же дня немецкий бомбардировщик прорвался к Манежной площади. Взрывом бомбы была сорвана крыша здания библиотеки, выбиты окна и двери. Преподаватели и студенты из-под снега и обломков извлекали книги, оборудование, каталоги, освобождали здание от обломков, делали все, чтобы сохранить книжный фонд. В здании пылал пожар, было опасно ходить из-за обвалов, была повреждена канализация, водопровод, электрооборудование. Но люди не сдавались. Так, с первых дней войны ковалось наше сопротивление, ковалась наша трудная Победа над силами варварства и человеконенавистничества.

Токио и другие крупнейшие японские города во время войны также подвергались ужасным бомбардировкам. Всем известно о трагедии Хиросимы и Нагасаки, но разрушения и количество жертв в Токио и Осаке были не меньшими. Однако Токийский университет, который можно сравнить с Московским университетом, был исключен из списка объектов, по которым американская авиация наносила бомбовые удары по японской столице. Из крупных городов не подверглись бомбардировке только Киото и Нара. Здесь я хотел бы отдать должное правительству США, проявившему гуманность к этим древнейшим культурным памятникам Японии.

Следует сказать, что в эти грозные для нас годы основную массу студентов составляли девушки. Оставшиеся в Москве преподаватели на десяти факультетах продолжали вести занятия. Были созданы филиалы кафедр, находившихся в Ашхабаде, ими руководили ученые, вызванные в Москву из эвакуации.

5—6 декабря 1941 года советские войска перешли в наступление на линиях фронта под Москвой. Сокрушительным ударом наши войска отогнали врага далеко за пределы столицы и ее окрестностей. Красная Армия продолжала наступление. С февраля 1942 года было принято специальное правительственное решение возобновить регулярные занятия в Московском университете, которые уже не прекращались до нашей полной Победы в мае 1945 года.

За весь военный период преподаватели и студенты МГУ покрыли себя неувядаемой славой, память о них всегда будет жива.

Университет может и должен быть оплотом защиты Родины, из его стен не должны выходить люди, пропагандирующие войну, он не должен превращаться в исследовательский центр, разрабатывающий оружие.

Именно поэтому для Университета Сока я предложил девиз—«Быть оплотом мира», и призываю всех студентов защищать мир. И именно поэтому Университет Сока поддерживает широкие связи, в том числе ведет обмен студентами и преподавателями, с Аризонским университетом в США, с Пекинским и Уханьским университетами в Китае, с Софийским университетом в Болгарии.

Исходя из этого, мы считаем, что научное сотрудничество между МГУ и Университетом Сока помогает нам воспитывать людей, на плечи которых ляжет ответственность за будущее планеты. Таким образом, нам предоставлена возможность строить «мост мира», который уже создан между нашими двумя университетами. Теперь задача — чтобы по главному «мосту мира» прошло больше людей с глубоким осознанием интернационального долга, с глобальным гуманистическим мировоззрением.

В стенах университетов студенты разных стран, обучаясь вместе, могут осознать и прочувствовать различия в национальных характерах, тонкости истории других стран, что позволит им глубоко понять друг друга и заложит основу для того, чтобы в будущем плечом к плечу строить мир на Земле.

Господин ректор, вам, вероятно, приходилось встречаться со многими иностранными студентами, обучающимися в вашей стране. Я думаю, что вы также встречались со многими специалистами в вашей области. По всей вероятности, с иностранными студентами и учеными вы обсуждали вопрос, каким они представляют себе университет будущего. Поэтому мне бы хотелось, чтобы вы поделились опытом этих встреч.

Я разделяю ваши мысли относительно того, что университетское образование должно составлять основу развития науки, просвещения и культуры в каждой стране. Я глубоко уверен в том, что роль университетов в жизни общества будет постоянно возрастать. Это прежде всего связано с растущим влиянием науки буквально на все стороны жизни человека. Уже сегодня мы видим, что наука является основой промышленного производства, сельского хозяйства, транспорта, без науки невозможно накапливать и передавать информацию, охранять здоровье человека. Даже в сфере искусства сейчас трудно обойтись без научных достижений.

В этой связи растет потребность общества во всестороннем и широко образованном человеке, в его общекультурном, гуманистически направленном развитии. И здесь особенно велика роль университетских центров. Она определяется тем, что непрерывно возрастает роль фундаментальных наук в научно-техническом прогрессе, происходит интенсивное взаимодействие различных областей науки в процессе их развития; все большее число проблем, которые призвана решать современная наука, приобретает комплексный характер.

В процессе развития науки наблюдается тенденция к ее дроблению на узкие специальности. До сегодняшнего дня наука развивалась именно в таком направлении, но в наше время без комплексного развития, о чем вы говорите, в науке невозможно достичь успеха. Имеется точка зрения, что развитие наук стимулировалось войной. Но нам не нужны такие стимулы. В наши дни, мне кажется, объединяющим началом для развития наук является разрушение экологической среды.

В этой связи людям нужны универсальные знания, которые можно получить только в университетах.

Задача университета как научного и учебного центра заключается прежде всего в том, чтобы осуществлять систематическую подготовку всесторонне развитых людей, способных к широкому мышлению, сочетающих глубокую теоретическую подготовку с умением видеть перспективу практического использования результатов научных исследований. Подготовка таких специалистов должна проводиться целенаправленно при обучении студентов, аспирантов, а также в системе повышения квалификации преподавательского состава, которая приобретает все большее значение в наше время. Я думаю, что повышение роли университетов в будущем связано с возрастанием их влияния в целом на жизнь общества.

Господин ректор, я хотел бы кратко рассказать о том, как обстоит дело с образованием в Японии на уровне университетов. Среди учебных заведений имеются университеты, которые относятся к разряду престижных. Поэтому и появился термин «мир престижного образования». В японском обществе раздаются голоса, требующие учреждения такой системы высшего образования, которая бы способствовала приобщению членов общества к «действительным знаниям». Это требование связано со стремлением к учебе на протяжении всей жизни. Одним словом, университеты должны стать открытыми учебными заведениями. Что вы можете сказать об этом?

Университеты должны влиять на научно-методический уровень школьного образования, вести активную деятельность по пропаганде научных знаний среди широких масс. Влияние университетов должно определяться активным и систематическим участием его профессоров и преподавателей в публичных дискуссиях, их выступлениями по текущим вопросам по радио и телевидению, участием в разработках фундаментальных социально-политических, экономических и других проблем.

Расширение и углубление гуманистических функций университета будущего должно идти не только по линии совершенствования процесса обучения, но и путем превращения университетов, как вы заметили, в «открытые» учебные заведения, в центры самообразования, самоусовершенствования.

По-видимому, «открытые» университеты должны быть «открыты» не только для молодежи страны, в которой расположен университет, но и для студентов из других стран. Университеты не должны замыкаться государственными границами. Университет — это лаборатория, в которой происходит процесс познания истины. Истина, как известно, не имеет границ, национальных и идеологических преград. Оксфорд, Кэмбридж, Парижский университет, университеты Германии, Италии, других стран еще в средние века были наднациональными центрами науки и мысли. Мне кажется, что развитие университетов в будущем должно идти в соответствии с этими принципами.

Я разделяю вашу точку зрения, когда вы говорите о роли университетов в развитии контактов между различными странами с целью укрепления взаимопонимания и доверия между народами. Университеты должны решать вопросы подготовки кадров для любых стран. Для углубления взаимопонимания большое значение имеет изучение в университетах культурного наследия разных народов, изучение иностранных языков, знакомство с духовными историческими ценностями. Это единственно правильный путь к сближению: культурные ценности всех наций должны быть достоянием человечества.

Университеты всегда должны быть носителями гуманистических традиций, хранителями духовных ценностей, накопленных народами. Их деятельность должна быть направлена на развитие общества, устранение любых форм дискриминации.

Господин ректор, мне кажется, что в последнее время роль университетов как научно-исследовательских центров стала снижаться. В связи с развитием науки и техники такие исследования стали проводиться непосредственно в сфере производства. Мне кажется, что это нестрашно: вероятно, основная задача университетов — в воспитании человека, в привитии ему высокой культуры, гуманистических принципов. Что вы могли бы сказать о совершенствовании функции университетов?

Какие основные направления совершенствования деятельности университетов можно уже сейчас выделить? Это в первую очередь совершенствование процесса обучения. Очевидно, что перед университетами должна стоять задача по обеспечению фундаментального образования. Для этого нужно, чтобы университеты были обеспечены хорошими преподавателями, чтобы к учебному процессу больше привлекались ведущие специалисты различных областей. Актуальна задача и по обеспечению фундаментального образования, опирающегося на достижения в разных областях науки, особенно на стыках наук.

Я полагаю, что в университетах будущего станут готовить специалистов, которые смогут на практике применять фундаментальные знания всех областей — естествознания, общественных, гуманитарных и технических наук. Такие задачи стоят перед современным обществом.

Все познать невозможно, но выпускник университета должен иметь такую подготовку, которая бы помогала ему осваивать любую область знаний. Вероятно, особое внимание должно быть направлено на изучение математики, на выработку умения формировать целостное представление в отношении любой конкретной научной дисциплины. При современных темпах роста научной информации и бурных перестройках в науке важно вырабатывать умение свободно ориентироваться в новых областях научных знаний.

В связи с этим в Московском университете уже ведется большая работа; в частности, она проводится в рамках многочисленных семинаров по различным направлениям науки.

Программы обучения в университетах должны обеспечивать возможность вовлечения каждого учащегося в процесс научных исследований, проводимых как в лабораториях университетов, так и в других научных учреждениях. Учащиеся университетов должны использовать самое совершенное научное оборудование, что позволит активнее осваивать теоретические знания. В учебном процессе должно резко возрасти использование различных технических средств, особенно ЭВМ, что оказывает радикальное влияние на характер обучения. Это обеспечит быстрое получение необходимой информации, повысит возможность самостоятельного получения знаний и приобретения навыков в решении учебных задач.

В Советском Союзе вопросу совершенствования системы высшего образования уделяется самое пристальное внимание. Мы сейчас стремимся к кардинальной перестройке этой системы. Предстоит решить много вопросов. Здесь их все раскрыть просто невозможно. Скажу только о некоторых намечаемых направлениях. Сейчас идет разработка новых учебных планов и программ, предусматривающих сокращение объема лекций, увеличение роли самостоятельной работы студентов, усиление практической направленности обучения. Планируется участие предприятий в сфере научных разработок вузовских профессоров; одновременно наиболее опытные работники промышленности привлекаются к учебному процессу в вузах. Жизнь постоянно будет вносить новое в процесс совершенствования учебной системы. Это естественно.

В настоящее время учебный процесс, научные исследования страдают формализмом. Это сказывается на преподавателях, ученых, сковывает их творческую инициативу. У работников сферы высшего образования — преподавателей и ученых — нередко возникает депрессия, чувство растерянности. Разумеется, в таком состоянии не может быть и речи о том, чтобы воспитывать студентов, учить их. Что бы вы могли сказать о роли преподавателей в процессе совершенствования системы обучения?

Естественным образом все процессы в сфере образования связаны с существенным изменением и характера деятельности преподавателей. Последние должны уделять большое внимание проблеме разработки эффективных программ обучения с широким использованием технических средств. При этом личные контакты преподавателя с учащимися должны носить творческий характер. Здесь роль преподавателей университетов неизмеримо возрастает. Они должны быть людьми с яркой индивидуальностью, высоким уровнем профессиональных знаний. Таких преподавателей нужно готовить, обращая внимание на их различные человеческие качества, вплоть до таких, как организаторские способности, уровень общей культуры, моральные устои и т. д.

Чтобы университеты разных стран решали такие задачи, уже сейчас необходимо сближение учебных планов и программ основных фундаментальных дисциплин, написание совместных учебников и учебных пособий, обмен профессорами с целью чтения лекций. Московский университет проводит такую работу в содружестве со многими университетами других стран. База для этого имеется, так как каждый университет является методическим центром по распространению фундаментальных знаний. Постановка перечисленных задач не означает, что следует забывать старые, апробированные формы обучения. В первую очередь предполагается органическое соединение учебного процесса с высоким уровнем научных исследований. Университеты в силу самой направленности университетского образования на универсальность способны наиболее эффективно решать проблемы, связанные с взаимодействием наук.

В заключение мне хотелось бы остановиться на важнейшей задаче, которая всегда стоит перед университетом.

При различных формах работы с учащимися следует стремиться воспитывать у них любовь к труду, высокие моральные качества, уважение прав личности и понимание общественных интересов, любовь к Родине, уважение к другим народам, их культурным традициям. Мы должны оказать учащимся помощь в формировании широких жизненных интересов, в выработке активной жизненной позиции. Мы должны научить их любить и понимать литературу, музыку, живопись, архитектуру, искусство.

Сегодня, когда во многом благодаря научно-техническому прогрессу история человечества становится подлинно всемирной, когда интенсивно взаимодействуют все народы мира, во всех сферах как материальной, так и духовной, университетское образование, раскрывающее взаимосвязь между различными видами человеческой деятельности, несомненно, будет способствовать тому, чтобы человечество нашло оптимальные пути обеспечения полноценной жизни каждому человеку на Земле. В этом наша главная задача.

 
 
Яндекс.Метрика Главная Контакты Ссылки Карта сайта

© 2024 Казимир Малевич.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.