Александр Митта: Через творчество Малевича и Шагала мир воспринимает Россию
Режиссер, сценарист и заслуженный деятель искусств России Александр Митта и актриса Кристина Шнайдерман побывали в гостях программы «Наше утро» на «Нашем радио». Где рассказали читателям НСН о том, почему на Олимпиаде показали творчество Шагала и Малевича, как в ходе съемок в актрису вселился дух жены художника, и как в Витебске для съемок был построен настоящий деревянный город...
— Александр Наумович, Вы снимаете фильмы и продолжаете учить людей, как снимать кино?
— Если не учить, то и сам не научишься. У меня полно семинаров будет в ближайшее время. Например, 9 апреля будет бесплатный семинар в «Доме кино». Когда я готовлюсь к занятию, я долго раздумываю тему, стараюсь быть понятным, у меня мозги шевелятся. Еще известный британский физик Эрнест Резерфорд сказал: «Если хочешь чему-то научиться — напиши об этом книгу».
— Ваш фильм «Шагал — Малевич» вышел в прокат 3 апреля 2014 года, расскажите о нем.
— Это фильм про двух великих художников — Марке Шагале и Казимире Малевиче, про жену Шагала, которую он любил с невероятной силой. Она была достойной подругой художника. Она была его советником, музой и вдруг неожиданно умерла. Когда он утром ее обнаружил бездыханной, упал на ее постель, шесть часов лежал и встал весь седой. Потом полгода еще не мог работать. Далее не буду рассказывать, смотреть не будет интересно.
Марк Шагал образовал школу и позвал Малевича. У Казимира Малевича другой жизненный конфликт. Он подарил человечеству новое искусство, которое люди за 6 тысяч лет не могли открыть, это мир абстрактного искусства. Знающие люди во всем мире почитают его как Бога. Он входит в число 5 людей, которые повлияли на стилеобразующие принципы искусства ХХ века. Японцы по его эскизам построили целый город. Каждое здание сделано в нем по эскизу Малевича.
XX век был миром смертей, которая угрожала людям отовсюду. Убить могли ни за что. Но это было самое счастливое время расцвета искусства. Тогда был такой взрыв русского искусства, что оно дало направление всему миру. Человек сопротивляется насилию и смерти, а искусство дает радость. Об этом рассказывает фильм. Он будет полезным, особенно, если семьи придут с детьми.
— Почему именно этих художников в герои фильма Вы взяли?
— Это два самых известных художника, которые восхищают весь мир. Даже на открытии на Олимпиаде в Сочи показывали творчество Казимира Малевича, на закрытии — творчество Марка Шагала. В том числе через их творчество мир воспринимает Россию. Мы с организаторами Олимпиады не сговаривались, но мы одновременно остановили выбор на этих людях. Это фильм о любви, от которого в тебе что-то отложится. Раньше такие фильмы были, сейчас таких фильмов мало.
— С Вами пришла актриса-дебютантка Кристина Шнайдерман. Вы сыграли жену Марка Шагала. Страшно сниматься у знаменитого Александра Митты?
— Это страшно и захватывающе одновременно. Я благодарна за такую возможность. Прекрасная была профессиональная команда, молодые, активные артисты. Я смотрела на реакцию Александра Наумовича. Если было на его лице одобрение, понимала, что правильно все делаю.
— Вы ведь еще там прекрасно поете песни в фильме?
— Да, я там исполняю песни на языке идиши, все закадровые песни я исполняю.
— Ты только что закончила театральное училище, какое? Что было самым сложным во время съемок?
— Я закончила актерский факультет в Лондоне. Я — гражданка Австрии, меня пригласили в Россию, я не могла отказаться от такого предложения. Мне временами было не легко играть на русском языке. Героиня во многом по характеру на меня и похожа. Она была образованной, любила искусство, литературу, но отдала себя мужу. Это был героический поступок. Мы с ней внешне похожи, к моему удивлению. Когда я увидела рисунки Шагала на потолке Парижской оперы, у меня было странное ощущение, что он реально является моим мужем и я за него горда. Я до слез ощутила этот момент. В принципе, мне не приходилось на съемках напрягаться, я была самой собой. Мне еще посчастливилось познакомиться с внучкой Шагала, она очень яркий, талантливый человек. Мало кому она открывается, это хрупкий, но жесткий человек. Но меня она полюбила. Странно, что она стала называть меня, 20-летнюю, «бабушкой Беллой». Она сказала, что стала рядом со мной ощущать себя снова маленькой девочкой. А я, в свою очередь, рядом с ней ощутила себя полной опыта женщиной.
— Александр Наумович, насколько этот фильм является фантазией по мотивам исторических событий?
— Это биографический фильм, он опирается на реальные факты. Но все-таки там есть и fantasy. Есть яркая сцена, где в бане массово подрались ученики художника. В картине есть страсть и юмор, но он заканчивается сильной мелодраматической линией, чтобы люди заволновались или даже плакали. Люди ходят в кино переживать, они получают это душевное напряжение. На премьере были разные реакции, был спектр всех эмоций.
— Где проходили съемки?
— В исторических местах, в Витебске — родине Шагала — мы снимали натурные сцены. Мы построили там старинный деревянный город. Мы две улицы декорировали, власти шли нам навстречу. А сцены внутри исторических объектов мы сняли в Санкт-Петербурге. У нас есть сцена большого пожара, когда при рождении художника все горит. У нас была идея вообще все сжечь, что мы построили в Витебске. Но власти города просили половину оставить. Сейчас там центр Шагала и народ им восхищается. Мы сделали хороший подарок Витебску.
Хороший художник и искусство всегда радуют. Сейчас принято думать, что радость исходит от больших денег, но это не так. Талантливые художники и музыканты поцелованы Богом. Это поцелуй они могут передать народу.