Дом № 17 по улице Почтовой в Курске ошибочно связывается с именем Малевича
«Дом № 17 по улице Почтовой в Курске ошибочно связывается с именем Казимира Малевича», — с таким заявлением, опубликованным на официальном сайте городской администрации, выступил председатель областного комитета по культуре Валерий Рудской.
У многих жителей Курска сложилось представление, что в доме, расположенном на улице Почтовая, 17 в областном центре, проживал известный российский и советский художник-авангардист, основоположник супрематизма Казимир Малевич. Но Рудской, ссылаясь на результаты государственной историко-культурной экспертизы, выполненной в октябре прошлого года, объявляет данное мнение ошибочным.
«В ходе ее проведении [экспертизы] установлены интересные факты. Так, одноэтажный дом на высоком цокольном этаже по улице Почтовая, 17 относится ко времени постройки второй половины XIX века. Перед революцией 1917 года он принадлежал Марии и Евдокии Безходарным, наследницам умершего в 1906 году их отца — мещанина Алексея Филипповича Безходарного. Домовладение Безходарных было представлено домом из кирпича и дерева, тремя сараями и «службами». Площадь принадлежавшего им недвижимого имущества в то время составляла 595 квадратных саженей. По данным на 1912 год здесь находилась прачечная «Московская». В 1918 году недвижимое имущество Безходарных было муниципализировано. После Гражданской войны дом оказался бесхозяйственным. Его распорядителем стал образованный в 20-е годы ЖАКТ имени Калинина. С тех пор до недавнего времени дом был жилой.
Дом № 17 по улице Почтовой (до революции называвшейся также Почтовым переулком, или Москалевской) ошибочно связывается с именем Казимира Малевича. Такая привязка основывается на формальном перенесении номера дома (из документа 1905 г.) на современную нумерацию при внешнем сходстве в описании здания. В этой связи следует отметить, что нынешняя нумерация Почтовой улицы сложилась в 1910-е годы и привела к смене существовавших ранее неупорядоченных номеров зданий. В результате этого дом Безходарных изменил прежний номер 19-й (встречающийся в источниках за 1900-е гг. и ранее) на 17-й, существующий и поныне. Реальный же «дом Малевича» ныне имеет № 13», — говорится в сообщении.
Что касается идеи создания музея Казимира Малевича в Курске: «Идея создания музея Малевича в Курске заслуживает внимания, однако предложенная инициатива весьма неоднозначна и требует более глубокого изучения данного вопроса. Известно, что с Курском связаны первые серьезные попытки художника заняться живописью. Именно здесь Малевич входил в круг курских художников, женился на дочери курского лекаря, венчался в местном костеле. Однако, ничего супрематического или близкого к тому в курском периоде творчества художника ни на материальном, ни на теоретическом уровне не обнаруживается. Более того, работы курского периода самим автором были уничтожены. Также не стоит забывать и о том, что музейный статус «обязывает» иметь хотя бы 80 процентов аутентичных, подлинных произведений и предметов автора. В этом случае их не так много, как хотелось бы. Если строить экспозицию на типологически близких вещах, то получится псевдо-музей. Другое дело — некий перформанс, арт-площадка, где группа энтузиастов рассказывает о Казимире Малевиче, пропагандирует его идеи и творит с группой любителей авангардного искусства».