Ожидаем премьеру фильма Александра Митты «Шагал — Малевич»
Совсем недавно завершились съемки нового фильма режиссера Александра Митты «Шагал — Малевич». Этот фильм о двух великих художниках, двух контрастных людях. В их столкновении возникает драма. Лента повествует о малоизвестном широкой публике конфликте между двумя выдающимися художниками: Марком Шагалом и Казимиром Малевичем.
Режиссер признается, что мечтал снять эту историю еще 45 лет назад. В картине «Гори, гори, моя звезда» (1969) прототипом героя Олега Ефремова стал именно Марк Шагал. Но в советское время были запрещены фильмы о тех, кто уезжал из России, несмотря на то, что Шагал входит в пятерку художников, изменивших искусство ХХ века. И вот только сейчас мечта режиссера Митты сбылась.
В то время как на Западе, казалось бы, изучена каждая минута жизни и Шагала, и Малевича, есть почти неизвестный и очень драматичный эпизод их жизни в Витебске. В далеком 1917 году Марк Шагал переезжает с семьей в Витебск из голодного Петрограда и создает школу искусств. Но в октябре 1919 года в городе переселяется с семьей опальный Казимир Малевич, уже знаменитый авангардист, отец-основатель супрематизма. Шагал приходит ему на помощь — приглашает преподавать в своей школе, дает приют. Но Малевич не относился к «провинциальному» коллеге всерьез и стал действовать так, словно Шагала в Витебске не было. Разразился конфликт между двумя художниками, который вскоре перерос в спор двух художественных школ — ученики Шагала и Малевича объявили друг другу войну. Вот эта драматичнейшая история и заложена в основу нового фильма Александра Митты.
Какой именно выход получит конфликт двух художников в фильме, режиссер пока не раскрывает — это «ноу-хау» команды. Но другая сюжетная линия — история взаимоотношения Шагала с женой Беллой — сыграет в этом свою роль. Перед Беллой возникнет решение: предать Шагала и спасти его, либо не предавать и убить этим. Это решит кульминация.
В фильме Марка Шагала сыграет Леонид Бичевин, а роль Казимира Малевича досталась Анатолию Белому. Почти все исполнители остальных ролей — дебютанты в кино. Для текста роли Малевича Митта использовал манифесты художника, фантастические по энергии, яркие, мощные. В том, что касается Шагала, понадобились его мемуары, воспоминания современников, документы. Сценарий тщательно согласован и утвержден его родственниками, как и картины, которые появляются в кадре. Александр Митта подчеркнул, что ему не пришлось экономить на съемках фильма. Привлеченные к сотрудничеству художники нарисовали 140 копий полотен Шагала и 40 картин Малевича в натуральную величину.
В Петербурге снимались сцены в помещениях, там сохранились бытовые предметы, обстановка. А что касается натуры, то декораторами был выстроен в Витебске целый еврейский городок начала прошлого века. Даже сам Витебск пошел навстречу. Две центральные улицы вместе с кафе и ресторанами были перекрыты на несколько дней, но никто даже не потребовал за это денег, все попросту радовались, что в их городе снимается кино. Жители принимали активное участие в съемках, талантливые молодежные коллективы изображали агитбригады. Во время Отечественной войны Витебск был сильно разрушен, он восстановлен с большой любовью. Благодаря этому улицы там имеют свой исторический вид. Декораторам пришлось лишь выстроить дореволюционный деревянный еврейский квартал. После съемок городские власти попросили его оставить — он станет еще одной достопримечательностью Витебска.
В данный момент фильм находится в процессе монтажа, но Александр Митта обнадеживает, что зрители смогут стать свидетелями бурной драмы между художниками уже этой осенью.