Лекцию о творчестве Казимира Малевича прочитал его внучатый племянник Игорь Малевич
20 марта в Брестском государственном университете лекцию о творчестве Казимира Малевича прочитал его внучатый племянник, доктор физико-математических наук Игорь Малевич.
Студенты кафедры теории и методики эстетического образования психпеда специально к приезду потомка знаменитого супрематиста подготовили выставку, состоящую из плакатов в стилистике авангарда 1920-х гг. и картонные архитектоны — супрематические архитектурные композиции, у истоков которых стоял Казимир Малевич. Так, к примеру, на выставке можно было увидеть копию архитектона «Гота», созданного художником в 1923 году.
После открытия экспозиции всех гостей пригласили в аудиторию, где Игорь Александрович прочитал лекцию о знаменитом предке и представил книгу «Казимир Малевич. Восхождение на крест судьбы». В ее основе лежит огромная исследовательская работа и целый ряд фактов, о которых не было известно вплоть до 2012 года.
Одним из основных тезисов, озвученных Игорем Малевичем, стала идея о том, что Беларусь может претендовать на обширное творческое наследие мастера. Сегодня известны несколько биографий Малевича. По мнению Игоря Александровича, основанием считать, что у художника есть белорусские корни, может быть то, что «философские труды Казимира Малевича написаны на «ліцвінскай мове», то есть на белорусском языке латинскими буквами». Племянник живописца указывает на использование им диалектных слов, характерных для Копыльского региона.
Игорь Александрович предположил, что образы, которые нашли отражение в творчестве художника, связаны с детскими впечатлениями: «Я помню из детства, что в том районе население использовало для отопления торф. Я помню огромное количество торфяных ям, которые копались, когда выпадал снег, по первым заморозкам. Торфяная яма — квадрат на белом фоне, полная копия того, что могло отобразиться в мозге ребенка Казимира Малевича».
Возникновение супрематизма лектор связал с рядом трагических событий, случившихся в начале XX века. Так, на 1905 год пришлась первая российская революция, а следом за ней, в 1912 году, началась Первая мировая война. «Обществу казалось, что традиционный мир разрушен, — отметил Игорь Малевич. — Естественно, об этом думали и художники, которые старались найти интеллектуальное осмысление происходящему».
Игорь Александрович считает, что художники-супрематисты интуитивно нашли те объекты, которые спустя столетие попадут в сферу научного интереса. «Сегодня речь идет о нанотехнологиях, тонкой структуре вещества. Так вот элементарными формами нанотехнологий являются те, что Казимир Малевич заложил в основу супрематизма — это крест, круг и квадрат». Кроме того, по его словам, этим трем формам могут соответствовать очертания черных дыр, обнаруженных в космосе.
Также в ходе лекции была упомянута теория чешского исследователя Томаша Гланца, по мнению которого произведения Казимира Малевича — «это новая славянская иконопись. Иконопись смысла, а не изображения».
Что касается самой известной работы своего дяди, Игорь Александрович описал впечатления так: «Мне довелось видеть три из четырех известных картин «Черный квадрат». Первая его работа (остальные сделаны как авторские копии) — единственная, которая производит фантастически сильное впечатление. Человек как бы погружается в некое пространство, которое поглощает весь мусор и выдвигает на первый план только осмысление своей человеческой значимости. «Черный квадрат» представляет другую записанную работу, картина имеет огромные пласты, градации черного цвета. Эта комбинация градаций и оказывает ментальное влияние на человека».
Фото: www.b-g.by