Мондриан встретится с Кандинским и Малевичем
Выставку «Пит Мондриан. Путь к абстракции», в которую вошло около 40 полотен основоположника абстрактного искусства, представят публике в Третьяковской галерее на Крымском валу с 14 сентября по 24 ноября, при этом зрители впервые смогут увидеть художника в окружении его современников.
Все картины находятся в собственности Муниципального музея Гааги. Они охватывают все творчество Мондриана — от ранних творений конца XIX века до поздних абстракций, датированных 1930-ми годами.
«Мы очень рады, что в рамках Года Россия-Голландия у нас появилась возможность показать в Москве произведения одного из важнейших художников-модернистов. Важно, что выставка проходит в Третьяковской галерее на Крымском Валу, где в основной экспозиции искусства ХХ века зрители могут увидеть работы Казимира Малевича и Василия Кандинского, современников Мондриана, которые также являются основоположниками абстрактного искусства», — отметила директор Государственной Третьяковской галереи Ирина Лебедева.
Свою живописную систему Мондриан называл «неопластицизмом», ее программой стал одноименный трактат, полностью изданный в 1920 году. На выставке представлены и ранние произведения («Сельский дом с бельевой веревкой», приблизительно 1897 год), и те работы, которые художник писал в период своего увлечения теософией Елены Блаватской («Набожность», 1908 год). Тогда его еще звали Питер Корнелис Мондриаан. Полотна «Пейзаж с деревьями» (1912) и «Композиция с деревьями II» (1912—1913) продемонстрируют эволюцию его художественного языка в рамках увлечения кубизмом, после его знакомства с полотнами Пабло Пикассо, Жоржа Брака и Поля Сезанна.
Окончательно свой стиль Мондриан обрел лишь после того, как попал в круг художников Тео ван Дусбурга, Барта ван дер Лека и Вилмоша Хусара, вместе с которыми в 1917 году он основал общество «Стиль» (De Stijl). Итогом художественных опытов этого времени стало формулирование идеи и законов неопластицизма. Изобразительными средствами были объявлены плоскости основных цветов — красный, синий, желтый — в их взаимодействии с плоскостями «нецветов» (белый, черный и серый). Правда с Дусбургом Мондриан разошелся — камнем преткновения стали диагонали, за которые ратовал Дусбург в противоположность Мондриановским вертикалям и горизонталям.
В 1919 году Мондриан вернулся в Париж, где была создана одна из знаковых работ абстрактного искусства — «Композиция с большой красной плоскостью, желтым, черным, серым и синим» (1921), ставшая впоследствии практически самым известным произведением мастера. Она также будет представлена на выставке.
Поспешите увидеть в пространстве одного музея несколько линий развития абстрактного искусства и работы трех его ярких представителей: Пита Мондриана, Казимира Малевича и Василия Кандинского.