На правах рекламы:

информация здесь

На выставке в Таллине демонстрируют метаморфозы «Черного квадрата»

В художественном музее Kumu (Таллин, Эстония) 20 марта начала свою работу выставка «Метаморфозы "Черного квадрата", организованная в рамках празднования 100-летнего юбилея «Черного квадрата» Казимира Малевича. Трактовка произведений Малевича в искусстве Эстонии». Организаторы экспозиции не претендовали на исчерпывающий обзор, но, тем не менее, предлагают своему зрителю интригующую и разноплановую подборку трактовок «Черного квадрата» в произведениях эстонских художников. Выставка заняла весь IV этаж, крыло A и кабинет графики художественного музея. По словам организаторов, настоящая выставка является скромным вкладом в празднование 100-летия иконы искусства XX века.

Впервые «Черный квадрат» вышел из под руки Малевича в 1913 году, когда художник в сотрудничестве с живописцем и музыкантом Михаилом Матюшиным и поэтом Алексеем Крученых работал над созданием футуристической оперы «Победа над Солнцем». Собственно со своими геометрическими зарисовками для оформления этой постановки Малевич связывал зарождение идеи «Черного квадрата».

Сама же картина была написана, по всей видимости, летом 1915 года в качестве визуальный манифест супрематизма — живописной системы, созданной Малевичем. «Черный квадрат» предстал здесь олицетворением отказа от устоев искусства как подражания природе и стремления утвердить независимые законы абстрактного искусства. Малевич впервые выставил свои супрематические труды в декабре 1915 года в рамках «Последней футуристической выставке картин «0,10» [ноль, десять]» в Петрограде, разместив при этом «Черный квадрат» в угол, возвышающимся над остальными работами словно икона. Изображение «Черного квадрата» было помещено и на обложку брошюры «От кубизма и футуризма к супрематизму: новый живописный реализм» (1916), воспевающей данное произведение как «первый шаг чистого творчества в искусстве».

Нередко ядром эскизов Малевича выступал мотив черного квадрата. Известно, что художник создавал авторские копии своей ключевой работы — это повторения 1923, 1929 и около 1931 годов, и использовал его изображение в качестве подписи своих писем и трудов. Более того знак черного квадрата носили на рукавах ученики Малевича; черный квадрат был изображен над головой усопшего на гробе художника и на его надгробном памятнике. Таким образом «Черный квадрат» стал важной частью авторской мифологии Малевича, а в более широком плане — произведением, символизирующим радикальность авангарда, которое невозможно обойти при разговоре как о модернистском, так и постмодернистском искусстве.

Превратившись в краеугольный камень современного искусства, «Черный квадрат» стал самостоятельным персонажем, живущим своей жизнью в работах других художников. Каждый молодой творец пытается постичь и одновременно протестовать против него как фетиша арт-мира. Свой вклад в «нарратив черного квадрата» внесли в разное время и в разных видах визуального искусства и художники Эстонии, демонстрируя подходы, характерные для разных авторов и эпох. В состав выставки в Kumu вошли работы Андреса Тольтса, Юло Соостера, Фло Касеару, Kiwa, Виллема Яху, Энна Пыльдрооса, Алексея Гордина, Ханно Соанса, Сирьи-Лийзы Ээльма, Янно Бергманн и других эстонских мастеров.

Выставку сопровождает подборка литературы на тему «Черного квадрата» в библиотеке художественного музея Эстонии.

Стать зрителем «Метаморфоз "Черного квадрата"» можно до 9 августа. Режим работы: с 11:00 до 18:00. Местоположение: Художественный музей Kumu, Valge 1, 10127 Tallinn, Эстония.

 
 
Яндекс.Метрика Главная Контакты Ссылки Карта сайта

© 2024 Казимир Малевич.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.