Александр Андреевич Цыганков
Родился в 1948 году в сибирском городе Омске. Там он окончил музыкальную школу (преподавателем был Ланин Г.А) и музыкальное училище имени Шебакина (класс В.Г. Патрашевой). В течение трех лет, за которые он прошел 4-хгодичный курс музыкального училища, молодой музыкант участвовал в двух зональных и одном Всероссийском конкурсе средних учебных заведений, на которых он неизменно завоевывал лауреатские звания.
В 1967 году А. Цыганков поступил в Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных в класс домры к лауреату II Всероссийского конкурса артистов эстрады Р.В. Белову, у которого с отличием окончил институт в 1972 году, а в 1976 году — ассистентуру-стажировку, пройдя действительную военную службу в рядах Советской Армии.
Уже в июле 1968 года после трудного Всесоюзного отборочного прослушивания молодой музыкант, закончивший 1-й курс института, участвует в Международном конкурсе XI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в г. Софии (Болгария, 1968), где удостаивается звания лауреата и серебряной медали. Будучи студентом 4-го курса института, А. Цыганков прошел по конкурсу и был принят на работу в качестве артиста и солиста в группу малых домр Государственного академического русского народного оркестра имени Осипова. Музыканту сразу же была представлена возможность выступления с оркестром на лучших концертных площадках страны и мира, таких как: Канада, США, Япония и др. Параллельно с исполнительской деятельностью А. Цыганков активно занимался творчеством. Занимаясь инструментовкой у профессора Российской Академии музыки имени Гнесиных Ю.Н. Шишакова, он прошел факультативный курс композиции. Оркестр имени Осипова явился для молодого музыканта настоящей творческой лабораторией, где были созданы «Поэма памяти Шостаковича», Детская сюита, «Интродукция и Чардаш», «Белолица-Круглолица», «Частушки» и другие пьесы, давшие качественно новое направление исполнительству на домре в целом. В конце 1970-х годов руководство Главной редакции народного творчества Центрального телевидения пригласило А.А. Цыганкова в качестве ведущего телевизионного цикла «Голоса народных инструментов». В течение двух лет было создано 15 часовых постановочных передач, рассказывающих об истории, бытовании, тенденциях развития балалайки, домры, баяна, гитары, различных фольклорных инструментов. Миллионы телезрителей узнали многие стороны развития русской народно-инструментальной культуры. В 1976 году выходит первая пластинка А. Цыганкова, записанная на Всесоюзной фирме звукозаписи «Мелодия» в сопровождении ансамбля солистов оркестра имени Осипова, а в 1979 году Всесоюзное издательство «Советский композитор» выпустило в свет первый авторский сборник «Играет А. Цыганков». В 1972 году в жизни музыканта произошло знаменательное событие: он был удостоен звания лауреата и первой премии на II Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах, состоявшемся в Москве. Впоследствии, в 1979 году А. Цыганков принял участие во 2-ом конкурсе такого же ранга, проходившем в Ленинграде, где руководимый А. Цыганковым ансамбль солистов оркестра имени Осипова «Русская мозаика» получил I премию на конкурсе «Радио Братиславы». Фондовая запись А. Цыганкова его же пьесы «Частушки» была удостоена I премии и медали с золотым пером. В начале 1980-х годов А. Цыганков стал участником трио под руководством известного баяниста А.В. Беляева. Итогом этого сотрудничества стало появление сюиты «Мелодия старого города», а также ряда аранжировок народной музыки, написанных в импровизационном стиле. Эти сочинения вошли в нотное издание «Мелодии прошлых лет» выпущенное издательством «Музыка». Эти яркие, талантливые обработки пользуются неизменным успехом и исполняются как в России, так и за рубежом. В 1986 году в г. Туле состоялся III Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах, где А. Цыганков присутствовал уже в качестве члена жюри, а три его ученика — Инна Акулинина, Надежда Бурдыкина и Владимир Волохин — были удостоены лауреатских званий. В 1982 году в издательстве «Советский композитор» выходит второй авторский сборник Цыганкова — композитора, а в 1991 году — третий.
О популярности концертного репертуара, созданного А. Цыганковым говорит тот факт, что открыв буклет любого конкурса, в котором участвуют домристы, вы обязательно в каждой программе увидите одно (а то и несколько) сочинений, написанных этим блистательным исполнителем. В 1989 году А. Цыганков создал ансамбль солистов «Русский Фестиваль», который впоследствии ведет интенсивную деятельность, давая концерты и делая записи в Голландии, Турции, Испании, США. Две зарубежных звукозаписывающих фирмы «КОСН-International» («Кбх-Интернэшнл») и «Fidelio» выпустили в начале 1990-х годов три компакт-диска ансамбля в Голландии. В 1991 и 1993 годах коллектив участвовал в двух самостоятельных турне по абонементам музыкальных обществ США, организованных старейшей импрессарской фирмой «Коламбия артистс». А. Цыганков является одним из инициаторов проведения международных фестивалей приняли участие зарубежные любительские оркестры из США, Польши, Франции, Канады, Японии, Финляндии, Швеции. Здесь нужно отметить то обстоятельство, что А. Цыганков уделяет огромное внимание пропаганде домрового исполнительства и русской культуры в целом среди зарубежных исполнителей. Он проводил мастер-классы в 1992 году в Филадельфии и в 1994 году в Рино на летних курсах балалаечно-домровой ассоциации Америки (ВДАА), в 1996 году в Японии на базе Токийского балалаечного оркестра, в 1997 году в Осло (Норвегия) с участниками Норвежского оркестра русских народных инструментов, практически каждый год проводит педагогические семинары с участниками шведских оркестров. Активную педагогическую работу в форме мастер-классов А. Цыганков ведет с учащимися российских учебных заведений различного уровня. Практически в рамках каждой гастрольной поездки музыкант находит время встретиться с молодыми исполнителями и поделиться с ними секретами своего мастерства. А. Цыганкова постоянно приглашают в качестве члена (а чаще председателя) жюри различных конкурсов. Среди них хочется отметить Международный конкурс «Кубок Севера» в г. Череповце, где А. Цыганков неизменно возглавляет струнное жюри. Хочется отметить еще одну грань деятельности музыканта. Являясь членом Творческого союза мастеров и художников — реставраторов (председатель Б.Л. Горшков), А. Цыганков ведет большую экспертизную работу среди мастеров — надомников, изготавливающих концертные инструменты высокого качества. Но основной деятельностью на протяжении 29 лет является сольная концертная работа. Еще будучи студентом, А. Цыганков начал выступать в абонементных концертах Московской государственной и областной филармоний, после победы на I Всероссийской конкурсе он был включен в план гастролей Росконцерта. Впоследствии став солистом Московского концертно-филармонического объединения Москонцерта вместе со своим неизменным аккомпаниатором, пианистом, Дипломантом Всероссийского конкурса Инной Шевченко, он давал до 100 сольных концертов в сезон. С сольными концертами в варианте домра и фортепиано артист выступал и за рубежом: в Югославии, Норвегии, Швеции, Франции, Германии, Японии. Музыкант ведет активную работу с профессиональными русскими народными оркестрами из Петрозаводска, Казани, Астрахани, Череповца, Нижнего Новгорода, Краснодара, Барнаула, Кемерово, Екатеринбурга и других городов. Эти коллективы проводят авторские концерты и творческие вечера музыканта, и каждый такой концерт превращается в крупное событие в культурной жизни города или региона. Музыкант все время ищет новые формы концертной работы. 19 февраля 1996 года домрист-виртуоз впервые исполнил «Венецианский карнавал» Н. Паганини и «Пляску ведьм» А. Баццини (в собственной инструментовке) на сцене театра города Вупперталь в Германии в сопровождении большого симфонического оркестра. Этот концерт послужил началом новой интересной линии в концертном музицировании на народных инструментах, продолжением которой явились концерты с Губернским академическим симфоническим оркестром г. Ярославля (1997, 1998), с Академическим симфоническим оркестром государственной филармонии (1997), с Академическим симфоническим оркестром Воронежской филармонии (1998). В 1997 году А. Цыганковым была исполнена «Праздничная музыка» С. Слонимского с Губернским симфоническим оркестром г. Ярославля под управлением Народного артиста России, лауреата Государственной премии России, профессора Н. Калинина. Активную сольную деятельность музыкант ведет, работая в качестве солиста и концертмейстера в Национальном оркестре народных инструментов России имени Осипова — коллективе, с которым музыканта связывают долгие годы творческой дружбы. А.А. Цыганков является выдающимся солистом-виртуозом на старинном русском народном инструменте — домре. Сплав гениальной природной одаренности, трудолюбия и высокой музыкальной образованности и эрудиции позволил ему создать уникальный исполнительский стиль, поставивший домру в один ряд с фортепиано, скрипкой, виолончелью и другими классическими инструментами. Огромный концертный репертуар, созданный Цыганковым — композитором, уже сейчас стал школой высокого профессионального мастерства, на которой воспитываются десятки молодых солистов-домристов.
А. Цыганковым было издано большое количество авторских сборников, пластинок и компакт-дисков, в его репертуаре множество известных произведений классической музыки, оригинальных сочинений и музыкальных обработок. В 1994 году Указом Президента России А. Цыганкову было присвоено звание Заслуженного артиста России, а в 1999 году — Народного артиста Российской Федерации.