Постеры Паралимпийских игр в Сочи в стиле работ Казимира Малевича
Малевич в жанре плаката
Source: Wikimedia.org, Photo by: unknown, License: Public Domain"
Если мы оглянемся лет на сто назад, в начало двадцатого века, то увидим, что создание агитационных плакатов (так называемых на современный лад «постеров») занимало в творчестве выдающегося русского художника Казимира Малевича вполне значимое место. Его плакаты того времени носили военно-патриотический характер и были понятны, и просты как по форме, так и по содержанию, простому народу. Собственно, по форме это был примитивный лубок, что понятно для сотрудников издательства «Сегодняшний лубок», с которым художник сотрудничал с начала Первой мировой войны. Его картинки, выполненные в жанре художественной литографии, были призваны поднимать дух патриотизма в русском народе. Их и сейчас можно увидеть в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге: «Ах ты, мой милый город Люблин...», «Вильгельмова карусель», «Выезжали мы за Млаву» — и множество других плакатов. Однако не эти работы Казимира Малевича оказали влияние на создателей художественного образа Олимпийских игр 2014 года.
Спортивная тема в эпоху супрематизма
С 1916 года и до начала тридцатых творчество Малевича прошло несколько этапов, которые описываются названием доклада «Кубизм — футуризм — супрематизм». За эти годы были написаны его известнейшие картины «Черный квадрат», «Скачет красная конница» и многие другие. Среди них — «Спортсмены» (или «Атлеты»), написанная в 1930—1931 годах, и наиболее полно отражающая стиль художника того времени. Ее также можно увидеть в Русском музее. Задача, которую ставил перед собой автор — полностью абстрагироваться от конкретики бытия и какой-либо смысловой нагрузки, изобразить чистую энергию, ритм, динамику с помощью цвета и геометрии. Передать космическое ощущение мира, каким представляет его художник, выйти за рамки пространства и времени помогает и цветовая гамма, и симметрия картины, и безликость человеческих фигур. Спортсмены различаются только по цвету одежды, что означает принадлежность их к различным видам спорта, а красная дорожка, на которой они стоят, символизирует движение к победе. Собственно, в этом Малевич и видел сущность супрематизма, а к его типичным супрематистским картинам того времени можно добавить «Торс», «Три женские фигуры» и другие.
Именно таким знает сегодня художника весь мир, а картины его достойно представляют русскую живопись двадцатого века в музеях многих стран.
Идеи для олимпийских постеров
Теперь становится понятно, почему картины Малевича вдохновили дизайнеров и художников на создание художественного оформления Олимпиады в Сочи 2014 года. Для Оргкомитета не было сомнений в том, что его стиль является самым узнаваемым в мире. На этот стиль легко ложатся изображения спортсменов, представляющих разные зимние виды спорта. Он словно создан для изображения символов спортивных соревнований.
У Малевича дизайнеры позаимствовали цветовую гамму и строгую геометрию форм, сделав свои постеры похожими на аппликации. Отлично вписались в этот стиль и символы Олимпиады, и абстрактные изображения на тему города — хозяина Игр — Сочи. Фоном для изображений спортсменов стали и покрытые снегом горные вершины, и волны Черного моря.
Source: Wikimedia.org, Photo by: unknown, License: Public Domain
Дополнительные смыслы и нагрузки
Безусловно, энергетика, наполняющая художественные образы картин Малевича, перешла и на образ самого города, который после Олимпиады превратился в настоящий спортивный, культурный, и деловой центр страны. Сегодня Сочи принимает множество самых разных фестивалей, посвященных музыке, кино, театру, а также спортивных соревнований, от этапов гонки Формулы-1 до чемпионатов Европы по покеру, проводимых под патронажем компании PokerStars. Ежегодно здесь проводятся форумы и конгрессы, на которых встречаются деловые люди со всей России и из зарубежных стран, а также «Олимпийские Бизнес-Игры», позволяющие встать на ноги начинающим предпринимателям.
Желание организаторов прошедшей в Сочи Олимпиады выдвинуть живопись Малевича в качестве полномочного представителя русской культуры и спорта на мировом уровне вполне понятно. Его знают все, или почти все, глубинный смысл его картин понятен каждому. Особенно ярко его символизм проявляется в отношении паралимпийского движения, объединяющего мужественных людей с ограниченными возможностями. Подчеркнутое спокойствие и одухотворенность фигур спортсменов, изображенных на постерах, передает приверженность главным ценностям паралимпизма, выраженного словами: «Мужество, решительность, вдохновение и равенство».
Авторами идеи оформления стали победители конкурса, проведенного среди студентов высших художественных учебных заведений — Уральской государственной архитектурно-художественной академии и Московского государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова. Обращение к творчеству Казимира Малевича при оформлении спортивного мероприятия мирового уровня стало настоящим прорывом. Оно позволило выйти из замкнутого круга, отойти от стандартной русской «сувенирности»: медведь — матрешка — балалайка. Весь мир увидел, что Россия — не только медведи, но и красота! Впрочем, без матрешки все-таки не обошлось, в числе символов Олимпиады она поприсутствовала, продемонстрировав в элементах росписи всю палитру красоты русских художественных промыслов — от гжели до хохломы.