Витебск

Несмотря на то, что К. Малевич всегда смотрел на мир «не как на объект изображения, а как на объект художественного преобразования»1, временем интенсивной и целенаправленной работы над освоением объема в реальном городском пространстве для художника стал лишь витебский период его творчества. Здесь художнику впервые представилась реальная удивительная возможность реализовать на практике свои идеи, на деле повлиять на городскую культуру и создать новую городскую среду.

Приехав в Витебск в ноябре 1919 года, художник коренным образом изменил не только жизнь Витебского народного художественного училища, но и жизнь всего города. Стараясь «одеть техническую... требуху в высшую форму духа искусства»2, К. Малевич разработал план реализации эстетики супрематизма в исторически сложившемся городе и представил свой проект в масштабах пространственной среды большого интерьера — улиц города.

Декорирование Белых казарм Малевичем и учащимися Художественного училища к празднованию двухлетней годовщины Комитета по борьбе с безработицей. 4 (17) декабря 1919 года3

В. Ермолаева. Эскизы праздничного оформления Витебска. 1920.Бумага, акварель, графитный карандаш, тушь4

Первым опытом реализации модели супрематизма в реальном городском пространстве стало праздничное оформление юбилея витебского Комитета по борьбе с безработицей. Размещенные в «Альманахе УНОВИСа» супрематический монументальный орнамент К. Малевича, линогравюра «Проект украшений мастерских Комитета» Эль Лисицкого, фотографии знамен и сцены во время торжественного заседания документально показывали эти первые шаги супрематизма в витебском городском пространстве.

Следующим этапом стало оформление города к майским праздникам в 1920 году, когда супрематическое преобразование городской среды получило наибольший размах и известность.

Группа «УНОВИС» начала стремительно превращать маленький провинциальный город в «столицу супрематизма». Доклад собрания художников Витебска об организации Совета утверждения новых форм искусства свидетельствует о том, что УНОВИС брал на себя всю ответственность за судьбу новой эстетики, а члены объединения с энтузиазмом включились в подготовку к празднику.

Эль Лисицкий. Макет праздничного украшения улиц Витебска, 19215

Эль Лисицкий писал 4 апреля 1920 года из Витебска в Москву Этингеру: «За эти полгода в Витебске мы продвинулись на века, и Казимир Северинович предстал предо мной планетой системой природоестественной силы и абсолютного хода. Тут я увидел художника, прошедшего через природу живописи к природе всего мира...»6.

Уновисцы нисколько не сомневались, что именно супрематическое искусство как никакое другое хорошо подходило для организации крупного городского пространства. К тому же старый мир был разрушен до основания, а новый как раз нужно было строить, причем строить совершенно по-новому.

Члены группы «УНОВИС», считавшие своей миссией коллективное создание «супрематического утилитарного мира», разрабатывали принципы оформления всех элементов городской среды. Они создавали супрематический орнамент, книжный дизайн, новую посуду, мебель и архитектуру, оформляли городской транспорт.

В «Альманахе УНОВИСа» представлены проекты росписей трамваев (по два проекта А. Цейтлина и Н. Коган), которые ходили по городу в течение шести лет, с 1920 по 1926 год (эскизы хранятся в собрании Третьяковской галереи), эскизы трибун ораторов (два рисунка К. Малевича, по одному Эль Лисицкого и В. Ермолаевой). На некоторых эскизах К. Малевича присутствовал лозунг: «Труд, знание и искусство — основы коммунистического общества».

Были сделаны эскизы для росписи фасадов зданий, агитпароходов, вывесок, продовольственных карточек художниками В. Ермолаевой, Н. Коган7, Эль Лисицким, И. Чашником, А. Цейтлиным. Оформлены магазины, читальные залы, библиотеки. Известен проект росписи стены столовой Губпродкома, выполненный Н. Суетиным, К. Малевичем.

В середине мая 1920 года в рамках очередной Недели трудового фронта был расписан ряд общественных столовых и кофеен.

Супрематическое оформление в Витебске использовалось не только на главных праздниках, но и на простых митингах, юбилеях и демонстрациях. Например, известно, что Н. Суетин оформил «Черным квадратом», эмблемой УНОВИСа, вагон, в котором учащиеся Витебского народного художественного училища и их руководители ехали на экскурсию в Москву.

Постепенно все пространство превратилось в единое супрематическое произведение, состоящее из супрематических вывесок, росписей праздничных трибун, супрематических орнаментов, тканей, знамен, гигантских супрематических панно, закрывающих фасады зданий.

Изменившийся город нравился горожанам. В день одной из пролетарских демонстраций, когда почти все знамена были сделаны Уновисцами, а весь город и большой театр украшены в стиле супрематизма, рабочие устроили овацию революционной группе К. Малевича.

Вывеска «Столовая». Художественная группировка «УНОВИС». Начало 1920-х8

Суетин Н. Дизайн железнодорожного вагона «УНОВИС». 1920. Бумага, цветные чернила, акварель, гуашь. 27,5×43,89

Тема широко обсуждалась на страницах газет и журналов.

«Наступил первый май, и город зацвел... Росписи кофеен и общественных столовых. Но тут дело оказалось не так легко. Пришлось ограничиться побелкой и кое-где сделать росписи», — сообщалось в статье «УНОВИС и его общественное творчество», размещенной в «Альманахе».

«...Весь город был увешан новыми вывесками, трамваи были перекрашены в новые красочные формы, на которых писались лозунги. Декорировались фабрики и заводы, делались знамена. Уновисы вошли в портновские и швейные союзы. Рабочие с любопытством рассматривали эскизы и забрасывали вопросами, причем они лучше усваивали ответы, чем, например, их заведующий — закройщик из Варшавы»10, — характеризовалась деятельность УНОВИСа в статье журнала «Эрмитаж».

Визуальный образ дополнялся и уточнялся средствами непространственных искусств — музыкой, песней, поэзией. Об этом, в частности, свидетельствует заметка, помещенная в газете «День работников искусств» от 5 июля 1920 года. В ней описывается, как «.на улицу, в гущу жизни, на Полоцкий рынок, на площадь Свободы врывается сорабисный автомобиль, агиттрамвай или агитповозка, и удивленные народы слушают серьезную музыку, песенки о черном и красном квадрате.».

На людей, попадавших в «супрематически преображенную» среду Витебска, она производила глубокое впечатление.

Художница С.И. Дымшиц-Толстая в своих мемуарах вспоминала: «Я попала в Витебск после Октябрьских торжеств, город еще горел от оформления Малевичем кругов, квадратов, точек, линий разных цветов и шагаловских летающих людей. Мне казалось, что я попала в завороженный город, в то время все было возможно, чудесно, и витебчане на тот период заделались супрематистами»11.

«Странный провинциальный город.

Как многие города Западного края — из красного кирпича. Закоптелого и унылого. Но этот город особенно странный. Здесь главные улицы покрыты белой краской по красным кирпичам. А по белому фону разбежались зеленые круги. Оранжевые квадраты. Синие прямоугольники.

Это Витебск 1920 года. По кирпичным его стенам прошлась кисть Казимира Малевича. "Площади — наши палитры", — звучит с этих стен...

Перед глазами оранжевые круги, красные квадраты, зеленые трапеции...

Супрематические конфетти, разбросанные по улицам ошарашенного города...», — такое впечатление произвел Витебск 1920-х годов на С. Эйзенштейна12.

Даже для М. Шагала, который не был сторонником супрематизма, и, к тому же, был обижен на К. Малевича, поскольку к нему ушли его ученики, супрематические знаки, и, прежде всего, черный квадрат стали неотъемлемой частью образа Витебска и добавились к приметам родного города — синагогам, деревянным домикам, узким кривым улочкам, бородатым евреям, коровам и козам. Черный квадрат присутствует в панно «Музыка», выполненном в 1920 году для Еврейского театра, и в «Композиции с козой» (1920—1922)13.

Многие связанные с организацией городского пространства идеи К. Малевича в то время казались и на практике оказались достаточно утопическими. Однако в пространстве Витебска было убедительно продемонстрировано, что беспредметные универсальные супрематические знаки действительно способны в довольно короткие сроки оптически преобразовать мир.

Роспись стены дома, расположенного на углу улиц Ленина, 18 и Правды, 8 в Витебске. Увеличенный эскиз работы К. Малевича «Смерть обоям». Художники Е. Чуйкова, А. Духовников и А. Вышка

Витебск стал главным масштабным экспериментом художника, своего рода итогом его многолетних теоретических изысканий в области градостроительного дизайна, с одной стороны, и многочисленных «проверок» стилистических возможностей супрематизма на материале различных искусств — с другой. Супрематическая система уверенно выдержала это испытание, она хорошо подходила для использования в сугубо утилитарных целях.

К. Малевич предложил принцип супрематической росписи стен и для примера перекрасил грязные кирпичные стены одной из улиц в белый цвет, на фоне которого нарисовал зеленые круги, оранжевые квадраты, синие прямоугольники14. Композиции с правильными геометрическими фигурами быстро заполнили все пространство маленького провинциального города. Расписанные супрематическими знаками трамваи, супрематические вывески у входа в государственные учреждения создавали новый мир, декоративный, наполненный яркими красками и отвлеченными формами.

Идея имела такой успех, что предполагалось использовать принципы оформления Витебска как модель для преобразования пространства других городов. «Общественное творчество УНОВИСа растекается по стране, и соседний Смоленск уже обратился с рядом заказов для своих промышленных мастерских», — сообщалось в «Альманахе». «Встал вопрос о переходе за черту города с целью расширения зоны действия. К. Малевич, Л. Лисицкий и другие члены ЦК УНОВИСа направились с целью агитации и пропаганды в другие города республики. Уновизм имел успех, и в Москве, Петрограде, Смоленске, Самаре, Саратове, Перми, Калуге и Борисове появились организации УНОВИСа»15.

Витебский эксперимент продолжается до сих пор. Увеличенный эскиз работы К. Малевича «Смерть обоям!», созданной художником в 1919 году, трижды, в 1992, 2010 и 2014 годах, наносился на стену здания по улице Ленина, дом 18 в Витебске (художники А. Вышка, А. Духовников, Е. Чуйкова). В ближайшем будущем планируется воссоздать супрематические росписи на всем отрезке современной улицы Правды между улицами Ленина и Калинина.

В Москве в 2004 году в честь 125-летия со дня рождения Малевича были запущены два трамвая, расписанные супрематическими фигурами.

Примечания

1. Хан-Магомедов С.О. Указ. соч. С. 93.

2. Малевич К. Рукопись «Заметка об архитектуре» // Казимир Малевич. 1878—1935: каталог выставки. Москва, Ленинград, Амстердам, 1988—1989. С. 112—124.

3. Декорирование Белых казарм Малевичем и учащимися Художественного училища к празднованию двухлетней годовщины Комитета по борьбе с безработицей. (17) декабря 1919 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: evitebsk.com (дата обращения: 11.10.2014).

4. Произведения Веры Михайловны Ермолаевой [Электронный ресурс] // Русский музей. Режим доступа: http://www.rusmuseum.ru/exhib/lenta/exhibition2008/ proizvedeniya_very_mihajlovny_ermolaevoj/photos/ (дата обращения: 11.11.2014).

5. Proun. Street Celebration Design. 1921. Lissitzky [Электронный ресурс] // Designblog. 2010. February 3. Режим доступа: http://designblog.rietveldacademie.nl/?p=7638 (дата обращения: 11.11.2014).

6. Цит. по: Кириллова В. Как Витебск украшали уновисты // Народные слова. 2013. 6 декабря.

7. В «Альманахе УНОВИСа № 1» помещен проект Нины Коган росписи декоративного панно для витебского трамвая к 1 мая в духе «утилитарного супрематизма».

8. Вывеска «Столовая». Художественная группировка «УНОВИС». Начало 1920-х [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kommersant.m/galleiy/1574134#id=533962 (дата обращения: 10.10.2014).

9. Суетин Н. Галерея изображений [Электронный ресурс] // Cultobzor. Режим доступа: http://cultobzor.ru/2012/11/suetin-gallery/100-5/ (дата обращения: 11.11.2014).

10. Как возник Уновизм // Эрмитаж. 1922. № 10. С. 3—4.

11. Цит. по: Турчин В.С. Указ. соч. С. 229.

12. Эйзенштейн С.М. Заметки о В.В. Маяковском // В.В. Маяковский в воспоминаниях современников / прим. Н.В. Реформатской; вступ. ст. З.С. Паперного. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1963. С. 279—280.

13. Горячева Т. Почти все о черном квадрате // Горячева Т., Карасик И. Приключения черного квадрата. СПб.: Государственный русский музей, 2007. С. 5—28.

14. Thurn H.P. Farbwirkungen, Soziologie der Farbe. Köln: DuMont, 2007. S. 30.

15. Как возник Уновизм. С. 3—4.

 
 
Яндекс.Метрика Главная Контакты Ссылки Карта сайта

© 2024 Казимир Малевич.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.