Переезд в Москву
Кроме процитированной строчки, ни в одном тексте Малевича не нашлось никаких подробностей о его пребывании в Москве в 1904 году. Непонятным выглядит и то обстоятельство, что провинциал-любитель, приехав в столичный город за живописными «средствами», не пытался куда-нибудь поступить учиться — это при его-то целеустремленности. Зато сезон, проведенный в Москве с августа 1905 года, описан художником не единожды, и все с замечательными колоритными деталями. Документальные свидетельства в качестве первой московской даты Малевича также фиксируют 1905 год: пятого августа этого года он впервые подал прошение о приеме в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако среди принятых студентов фамилия курского жителя не значилась.
Не поступив в Училище, осенью 1905 года Малевич поселился в художественной коммуне в Лефортово. Некий малозначительный живописец, получив за невестой богатое приданое и сочтя своим долгом помогать коллегам, сдавал им дешевые комнаты в одном из домов жены. Любопытно, что сходными соображениями и в те же самые времена, но в Париже, руководствовался другой посредственный художник, скульптор Альфред Буше: его дом, в котором молодые живописцы арендовали жилье за чисто символическую плату, звался Ля Рюш (Улей); имя это приобрело громкую славу в истории искусства XX века.
На бульваре. Конец 1920-х. Холст, масло. 55×66 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Московский аналог Ля Рюш вовсе не был таким по существу: похоже, что художником собирался стать один Малевич, остальная братия — некоторые из них были студентами Училища — вела истинно богемный образ жизни. Деньги вышли быстро, в Курск Малевич вернулся весной 1906 года — опять служить и опять писать натуру. Летом он снова поступал в Московское училище; эта попытка также окончилась ничем. В 1907 году прошение о допуске к испытательным экзаменам написал уже новоиспеченный москвич — это означало, что Малевич переселился из Курска вместе с семьей. И в третий раз прилежный делопроизводитель канцелярии отметил: «Документы и карточки получил», то есть, как и в нынешние времена, незадачливый абитуриент забрал свои бумаги из учебного заведения.
девушка без службы. Конец 1920-х Холст, масло. 80×66 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Долгое время с легкой руки Алексея Федорова-Давыдова, автора вступительной статьи к каталогу персональной выставки Малевича в Третьяковской галерее (1929), считалось, что будущий авангардист занимался в Московском училище живописи в середине 1900-х годов. О том, что Малевич не учился в училище, мы знаем теперь достоверно1. При сопоставлении документов и других свидетельств напрашивается также мысль, что нельзя с достоверностью счесть 1904 год датой первого приезда в Москву — однако у Малевича всегда были свои резоны для вольного обращения с хронологией.
Примечания
1. И.А. Вакар. Годы учения Казимира Малевича в Москве. Факты и вымысел. — В кн.: Малевич. Художник и теоретик. М., 1990, с. 28—30.