Школа-студия Рерберга
Московское училище живописи, ваяния и зодчества, куда так стремился попасть будущий авангардист, долгое время оставалось оплотом консерватизма. С начала века его то и дело сотрясали скандалы, связанные с отчислением студентов, покушавшихся на традиционное передвижническое натуралистическое искусство. Общеизвестны громкие конфликты с последующим изгнанием из стен училища Михаила Ларионова, Роберта Фалька, Владимира Маяковского и прочих. Такая же судьба, скорее всего, ждала бы и Малевича.
Эскиз фресковой живописи (портрет И.В. Клюнкова). 1907. Картон, темпера. 69,3×70 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Однако еще в 1905 году, не попав в училище, Малевич приступил к занятиям у Ивана Федоровича Рерберга (1865—1938). Рерберг играл заметную роль в художественном мире Москвы. Неплохой живописец, он был учителем по призванию: его педагогическая деятельность началась с 1890-х годов, а с осени 1906 года на Мясницкой, 24, была официально открыта школа-студия — из нее вышли многие известные отечественные живописцы. Студия Рерберга отличалась гибкой и всесторонней системой преподавания; ученики начинали с рисунка и живописи, заканчивали пластической анатомией, перспективой и технологией материалов. Сам Рерберг с пиететом относился к новейшим веяниям в живописи — импрессионисты, пуантилисты и даже Поль Сезанн находили в нем почитателя и сторонника. Рерберговская система преподавания, с большой чуткостью реагировавшая на индивидуальность ученика, была полезна Малевичу, хотя впоследствии он предпочитал писать в анкетах, что художественное образование получил самоучкой.
Сцена из драмы Леонида Андреева Анатэма. 1909. Литография из Юбилейного альбома Московского Художественного театра 20,7×25,8 см. Собрание Льва Нуссберга, США
В студии Малевич занимался до 1910 года. Рерберг был одним из учредителей Московского Товарищества художников, и многие посетители школы при его содействии участвовали в выставках общества. С 1907 по 1910 год Малевич регулярно показывал свои работы на выставках Товарищества (XIV—XVII); среди других их экспонентов были Владимир Бурлюк, Наталья Гончарова, Василий Кандинский, Михаил Ларионов, Александр Шевченко. Малевич выставлялся также на студийных выставках вместе с Давидом Бурлюком, Иваном Клюнковым и другими. В рерберговской студии он познакомился с людьми, сыгравшими колоссальную роль в его художественном становлении.