Художник за квадратом. «Малевич» Жан-Клода Маркаде

Благодаря издательству «Родовiд» в мир вышел украинский перевод монографии французского ученого Жан-Клода Маркаде «Малевич». Если судить по формату, то это художественный альбом, но, по сути, читателю предложена отлично иллюстрированная, подробная творческая биография одного из самых известных авангардистов ХХ века Казимира Малевича.

Француз Жан-Клод Маркаде — стоит в числе самых авторитетных мировых исследователей авангардного искусства, музейный куратор, доктор литературоведения, почетный руководитель исследований во французском Национальном центре научных исследований (C.N.R.S), председатель общества «Друзья Антуана Певзнера». Автор книг: «Малевич» (1990), «Русский авангард. 1907—1927» (1995, 2007), «Кальдер» (2006), «Эйзенштейн. Секретные рисунки» (1998), «Анна Старицкая» (2000); «Творчество Н.С. Лескова» (2006), «Николя де Сталь. Живопись и рисунки» (2009). Жан-Клод Маркаде начал изучать российскую и украинскую культуру начала ХХ века ещё в 1970-х годах и тогда уже много путешествовал по Советскому Союзу. Среди его заслуг — распространение на Западе понятия «украинский авангард».

Впервые книга «Малевич» Жан-Клода Маркаде вышла на французском и японском языках в 1990 году. Украинская версия в отличие от предыдущих дополнена авторским предисловием с обзором последних работ о Казимире Малевиче, а также двумя новыми разделами — «Ученики Малевича» и «Возвращение к образу» (о постсупрематическом периоде творчества художника).

В предисловии к своей книге автор отмечает: «Есть элемент, который отличает мою работу от большинства других исследований о художнике — это внимание к украинским корням художественной поэтики Малевича». Но помимо этого Маркаде делает акцент и на живописной традиции Николая Пимоненко и Николая Мурашко, у которого в юности брал уроки Казимир, и на внимании Малевича к колористике украинских орнаментов и символике украинской иконы.

Между тем настоящий смысл этой книги в понимании Малевича не как просто художника, а как художника-философа. Автор постоянно обращается к метафизическим основам «живописной философии» знаменитого уроженца Киева. Малевич предстает здесь как «философ-самородок», органический «хайдеггерианец» и в некотором смысле наследник Григория Сковороды. Собственно, Маркаде объясняет, что начал изучать творчество художника, заинтересовавшись этой темой после прочтения книги своего друга Эммануэля Мартино «Малевич и философия». Вслед за этим исследователем Маркаде определяет философскую систему украинского живописца как «апофатическую феноменологию». Суть апофатики в утверждении высокого через его отрицание, и ученый полагает, что только так следует понимать «затемнение» у Малевича. Именно из «затемнения» Маркаде выводит знаменитые геометрические фигуры художника, включая культовый «Черный квадрат». При этом он видит глубокую разницу между «затемнениями» Малевича и «закрашиваниями», «перечеркиваниями» другого знаменитого авангардиста ХХ века — Марселя Дюшана. Опыты Дюшана, по мнению Маркаде, не более чем «ретушь», «концептуальный изыск», тогда как Малевич приходит к «полному затемнению предметного мира».

Однако те, кто знает Малевича лишь как автора «Черного квадрата», прочитав эту книгу, обнаружат, что супрематические композиции — всего лишь один из периодов творчества этого философа от живописи. В сущности каждый раздел в монографии Маркаде (а всего их насчитывается тридцать) посвящен одному из таких этапов поиска мастера — от раннего импрессионизма и символизма до поздних портретов — эмблематических и натуралистичных. Малевич прошел путь от последователя Моне до «титана нового Возрождения» — именно таким он предстает на своем последнем автопортрете, репродукция которого, безусловно, занимает в книге свое почетное место.

 
 
Яндекс.Метрика Главная Контакты Ссылки Карта сайта

© 2024 Казимир Малевич.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.