Александр Митта: «Мы показываем фантазии художников»

3 апреля состоялась долгожданная премьера киноленты «Шагал — Малевич» Александра Митты. В очередном интервью знаменитый режиссер рассказал о идее фильма, его жанре, а также о вопросах финансирования.

— Чем «Шагал — Малевич» может заинтересовать зрителей, которые любят остросюжетные блокбастеры?

— Этот фильм излагает серьезные проблемы в доступной форме. Я обычно стараюсь балансировать между мейнстримом и артхаусом. И, скажем, мои самые массовые картины, вроде «Экипажа» — это на самом деле собрание серьезных артхаусных идей многожанрового фильма. В картине «Шагал — Малевич» я стараюсь развить серьезные идеи. Триада — художник, бог и зритель — как эти сущности соединяются в искусстве двух совершенно противоположных авторов. Мастер и ученики — какие драматические ситуации возникают между ними. Первое заинтересует людей, находящихся уже выше студенческого возраста, а второе может быть интересно любому человеку, который учится, т.е. всей молодежи. Это я излагаю по возможности в агрессивной драматической форме.

— Даже слезу из нас выдавили под конец.

— Ну, это для меня неожиданность. Нет, мы там играли с жанрами, поэтому в фильме есть байопик, элементы драмы, а также комедия для того, чтобы легче шел рассказ. И в конце — четкая мелодрама. Есть там и элементы, небольшие, к сожалению, и от фэнтези. Мы показываем фантазии художников. Но это затратная вещь — каждая фантазия требует больших денег, а у нас их было не так много. Сейчас такое соединение жанров стало трендом — Голливуд признал этот прием коммерчески успешным. Сегодня все чистые жанры показали свои стереотипы, и зритель, многое повидав, угадывает, что будет дальше. А если он опережает тебя хотя бы на 15 секунд, ты в его глазах уже не так умен, как хотелось бы. Ты умен, когда хотя бы немного непредсказуем. Если ты хотя бы на минуту умнее его, этого будет достаточно, чтобы он следовал за тобой.

— Кстати, к вопросу о финансировании — вас поддерживало государство?

— Про поддержку государства я могу сказать совершенно четко: сценарий честно выиграл свои первые тридцать миллионов на постановку фильма. И у нас было 3/4 частного финансирования и 1/4 государственного. Но с самого начала было ясно, что довольно трудно снять яркую картину за эти деньги, просто потому что это исторический фильм, в котором надо показать мир достойных, очень достойных представителей русской культуры. И я с этим обратился в Министерство культуры. Они попросили получить поддержку всех государственных организаций, которые занимаются современным искусством. Мы показали его Российской академии художеств. И Зураб Церетели написал нам письмо с безусловной поддержкой. Мы показали материал в Государственном центре современного искусства, и художественный руководитель Леонид Бажанов тоже выказал нам полную поддержку. Также мы показали фильм в Московском музее современного искусства и тоже получили полную поддержку. Могли получить миллион USD на завершение фильма, но получили двести тысяч. На эти деньги сверкаем.

— А как простыми словами объяснить своей девушке, которая ничего не смыслит в искусстве, ценность Шагала и Малевича?

— Вот это вы прямо вонзили нож во все мои намерения! Если режиссер хочет сделать фильм познавательным, то ему надо бросить идею снимать художественные картины и заняться документальным кино. Правда, тогда количество его зрителей уменьшится в 20 раз, но зато каждый 20-й придет в зал, чтобы учиться.

 
 
Яндекс.Метрика Главная Контакты Ссылки Карта сайта

© 2024 Казимир Малевич.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.