В Лондоне открылся мир русского театрального авангарда
18 октября в лондонском музее Виктории и Альберта (V&A) начала свою работу экспозиция под названием «Русский театральный авангард: война, революция, дизайн, 1913—1933 гг» (Russian Avant-garde Theatre: War Revolution and Design 1913—1933), подготовленная московским Государственным центральным театральным музеем имени Бахрушина (ГЦТМ) при участии музея театрального и музыкального искусства (Санкт-Петербург). Событие пройдет в рамках перекрестного Года культуры Великобритании и России. В торжественной церемонии открытия выставки принял участие Посол России в Великобритании Александр Яковенко.
«Сегодня у всех нас есть возможность познакомиться с ярким примером русского авангарда, который изначально был направлен на разрушение установившихся рамок и пределов, — прокомментировал на открытии Александр Яковенко. — Данная экспозиция показывает нам, что русская культура довольно разнообразна и всегда идет навстречу новым открытиям. В начале XX века, с 1910 по 1930 год, ведущие русские мастера и дизайнеры бросали вызов традиционной практике и экспериментировали с инновационным дизайном и радикальными театральными постановками».
По словам директора театрального музея Дмитрия Родионова, выставка готовилась в течении двух лет. Многие экспонаты зарубежная публика увидит впервые.
В итоге в одном выставочном пространстве собралось 150 работ:
- эскизы декораций и костюмов, созданные такими всемирно известными художниками, как Казимир Малевич, Александр Родченко, Владимир Татлин, Александра Экстер, Эль Лисицкий, Любовь Попова и Варвара Степанова;
- эскизы и литографии из футуристической оперы «Победа над Солнцем», премьера которой состоялась в Санкт-Петербурге в 1913 году;
- макет декораций Любови Поповой к спектаклю «Великодушный рогоносец» Кроммелинка в театре Мейерхольда;
- десятки образцов для балета, оперы и драмы Александры Экстер, среди которых макет декораций и эскизы костюмов к спектаклю «Саломея» в Камерном театре (1917 год), а также эскизы костюмов для инопланетян к фильму «Аэлита: Королева Марса» (1924 год);
- книга «Театр русского авангарда. 1913—1933» профессора Джона Боулта;
- новаторские работы в киномонтаже знаменитого кинорежиссера Сергея Эйзенштейна и многое другое.
Все эти работы относятся к периоду русской истории, который охватил Первую мировую войну и революции в России. Тогда художественные, литературные, музыкальные и театральные традиции подверглись значительным переменам, рождались новые типы театральных постановок, основанные на сотворчестве художников, музыкантов, режиссеров и актеров. Работа с театральными инновациями расширяла практику русского авангарда.
«Надеюсь, что у нашей выставки, сделанной с большой любовью, будет много посетителей и в душе каждого она оставит живой, эмоциональный отклик», — поделился с собравшимися на открытии директор московского ГЦТМ Дмитрий Родионов.
Художник проекта — выдающийся российский сценограф Сергей Бархин, ассистент — главный художник Театрального музея имени Бахрушина Василина Овчинникова.
Выставка «Русский театральный авангард: война, революция, дизайн, 1913—1933 гг.» продлится до 25 января 2015 года.