Питер Гринуэй и Саския Бодеке о проекте «Золотой век русского авангарда»
Официальное открытие Года Великобритании в России произойдет 14 апреля в ЦВЗ «Манеж» (Москва). А откроют его британский художник Питер Гринуэй и его супруга Саския Боддеке со специальным масштабным выставочным проектом «Золотой век русского авангарда» (THE GOLDEN AGE OF RUSSIAN ART).
Гринуэй и Бодеке взяли на себя смелость перевести эпоху русского авангарда на современный язык. Их новая мультимедийная инсталляция сочтет в себе кинематограф, живопись, анимацию и 3D технологии. Зритель познакомится с важнейшими работами русского авангарда авторства Казимира Малевича, Василия Кандинского, Владимира Татлина, Александра Родченка и других представителей этого направления в контексте медиа. Их инсталляция включает в себя более 400 шедевров из коллекций Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева и театрального музея им. А.А. Бахрушина, а также редко выставляемые работы из частных собраний.
На открытие выставки, которая назначена на 14 апреля, Питер Гринуэй и Саския Бодеке приедут лично, а пока делятся деталями своего проекта на онлайн-конференции.
Саския Бодеке: «Очень сложно, когда у руля стоят два капитана, поскольку мы пытаемся брать на себя ответственность во всех наших начинаниях. Общую концепцию мы обсуждаем за завтраком».
Питер Гринуэй: «У меня по манежевскому проекту было свое видение. Сейчас можно говорить о сотрудничестве, сотворчестве. Для меня ощущение площадки всегда было общим. Концепцию диктуют не только кураторы, но и бюджет. Нам нужно сделать сильный проект».
Саския Бодеке: «В русском авангарде нас поразило то, что это был очень короткий, взрывной период. В 13 лет его истории мы вписали 12 значимых художников».
Питер Гринуэй: «Первый составленный нами список состоял из двухсот имен. Задачей было сформировать центр этого времени — с 1917 по 1930 годы — и выделить главные фигуры в авангарде. Три наиболее известных человека — это Малевич, Кандинский и Маяковский. Но мы не будем ограничиваться и покажем как живопись и поэзию, так и архитектуру, театр».
Саския Бодеке: «Не думаю, что мы смотрели на портретное сходство при выборе актеров. Потом, в конце концов, они становились похожими на своих героев. Самым серьезным критерием работы было то, насколько они могут отойти от традиций и открыться чему-то новому. Мы очень довольны».
«У меня слезы наворачивались, когда актер, сыгравший Маяковского, стал читать его стихи. Он делал это точно так, как мы хотели».
Питер Гринуэй: «Ответственность музеев и художественных галерей состоит из двух частей. Во-первых, они должны сохранять искусство, но в то же время обязаны представлять его публике. Нет смысла хранить архивы, никому их не показывая. Мы живем в век информации, и она должна быть доступна всем».
«Еще Марсель Дюшан говорил, что репродукцию можно считать более ценной, чем оригинал. Репродукции очень сложны — Рембрандта, например, которые писались в особенных условиях. Чтобы воспроизвести такой шедевр, нужен особенный талант, который иногда может даже и превосходить оригинал».
Саския Бодеке: «Наша инсталляция из 18 экранов — это опыт сопереживания. Вы ходите по ней, смотрите с разных углов. Это как театральная постановка с видеоизображениями».
«Феномен русского авангарда не был полностью изолирован. Страны влияли друг на друга, и этот процесс только нарастал».
«Думаю, ХХ век — это величайшее время, которое знала цивилизация. Одно движение давало начало другому».
Питер Гринуэй: «Для сегодняшнего дня мы берем лицензию русского авангарда и пытаемся сделать то же самое в контексте нашей современности».