Первая печатная версия «Черного квадрата» Малевича выставлена на продажу

Первое печатное изображение «Черного квадрата» Казимира Малевича, созданного им для постановки оперы «Победа над Солнцем», выставят на торги «Старинные и редкие книги, карты, гравюры, фотографии» аукционного дома «Кабинетъ» (Москва) в среду, 13 ноября.

Хотя наиболее известным является «Черный квадрат» из Третьяковской галереи, написанный Малевичем маслом на холсте в 1915 году, однако впервые этот образ появился в творчестве мастера в 1913 году, во время его работы над футуристической оперой «Победа над Солнцем». Именно этот год сам художник считал датой рождения супрематизма.

Футуристическая опера, созданная композитором Михаилом Матюшиным на слова Алексея Крученых в 1913 году — пример синтеза искусств (слова, музыки и формы), считается программным манифестом русского футуризма. Крученых при написании либретто руководствовался своей поэтической концепцией «заумного языка», музыка Матюшина была хроматической и диссонансной, а художественное оформление Малевича, Бурлюка, а в последующие годы Веры Ермолаевой и Эля Лисицкого — карикатурным, преувеличивавшим характеристики того или иного персонажа. Вклад Малевича в «Победу над Солнцем» является, пожалуй, главным художественным достоинством спектакля, благодаря которому он вошел в историю культуры.

Как пояснил владелец аукционного дома «Кабинетъ» Константин Журомский, знаменитый квадрат был создан Малевичем в процессе работы над декорациями этой оперы и, естественно, вошел в печатное издание ее своеобразного футуристического либретто. Именно эта книга, также вышедшая в 1913 году, и выставляется на продажу аукционным домом.

«Книга Алексея Крученых и Велимира Хлебникова «Победа над Солнцем. Опера А. Крученых, музыка М. Матюшина», с обложками, сделанными по рисункам Казимира Малевича и Давида Бурлюка, вышла тиражом всего 1 тысяча экземпляров в типографии товарищества «Свет» в 1913 году. Лот предварительно оценивается в 150—250 тысяч рублей, но его конечная стоимость может неоднократно возрасти», — пояснил Журомский.

Эксперт подчеркнул важность оперы для истории русского футуризма и авангарда: «Работа над этой постановкой, очевидно, послужила толчком к рождению супрематизма. Так, Малевич при подготовке декораций и костюмов задумался о том, чем заслонить Солнце в финале, и решил, что лучше всего подойдет черный квадрат — как пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы, т.е. черный квадрат вместо солнечного круга. Так появился знаменитый образ, повлиявший на развитие искусства в XX веке».

 
 
Яндекс.Метрика Главная Контакты Ссылки Карта сайта

© 2024 Казимир Малевич.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.