«Последняя футуристическая выставка "0,10"» стала звуковой инсталляцией
Политехнический музей на ВДНХ приглашает всех желающих на «Бинарные впечатления 0 I 1 (0.10. Симфония для 21 громкоговорителя и 4 DVD-плееров)». Это звуковая инсталляция, расположившаяся в Электронной гостиной музея, — работа хорватского художника Хрвоя Хиршла и посвящается она «Последней футуристической выставке "0,10"», открывшейся в Петрограде ровно сто лет назад 19 декабря 1915 года.
Этот год отмечает 100-летие выставки, в составе которой впервые были представлены супрематические работы Казимира Малевича, включая его знаменитый «Черный квадрат». Хорват Хрвой Хиршл в своей работе, посвященной этому знаковому событию в истории изобразительного искусства, использует звук как высшую точку абстракции. Художник реконструирует звуковой образ столетней выставки, используя известный снимок со столетней выставки работ Малевича. На снимке запечатлена 21 работа супрематиста.
Малевич, отбрасывая практику подражания природе, стал освободителем живописи от концепции мимесиса и воспроизведения окружающего мира, тем самым представив миру новый способ художественной выразительности — супрематизм. «Последняя футуристическая выставка картин "0,10"», которая открылась ровно сто лет назад в Петрограде, стала отправной точкой супрематизма как одного из важнейших и наиболее радикальных направлений в искусстве авангарда.
Снимок, задокументировавший выставку «0,10», послужил для хорватского художника Хрвой Хиршл источником для создания звуковой реконструкции. Его проект озвучивает работы Малевича, лишает их материальной части, превращает в двоичную информацию, из-за чего они становятся ощущением, чистой волной, лишенной формы и материальности. Художник в своей работе 21 картину из выставки «0,10» преобразует в звук, используя программное обеспечение. Изображения полотен воспроизводятся в громкоговорителях как одновременно, так и по отдельности. Когда проходит трансформация живописи в звук, изображение преобразуется в нули и единицы (0 и 1), что по сути является новым символическим и теоретическим значением беспредметного искусства. Как по названию выставки, так и по теоретическим размышлениям Малевича очевидно, что ноль для него имеет особое значение. В данном процессе цифровой трансформации произведение достигает состояния освобожденного ничто.
Инсталляция доступна для посещения до 19 февраля следующего года. Вход свободный после регистрации на сайте музея. Возрастные ограничения на посещение выставки отсутствуют. Местоположение: Политехнический музея на ВДНХ, павильон № 26, Москва.