Нерукотворные памятники
На Российской площади установлено множество памятников выдающихся строителей и исполнителей в жизни новой ее формы.
Вообще в заданиях инициаторов постройки памятников была одна задача или цель увековечить портреты, агитируя через их лица то, что хотелось каждому провести в жизнь.
Поэтому памятники представляют из себя системы совершенных марок, рекомендуемых жизни.
На самом деле, изображение в памятнике человека не есть изображение того портрета, как принято понимать, а есть представление системы и плана выраженной в себе изображаемой индивидуальности.
Через долгий путь индивидуума, вместе с изображением какой-либо системы и плана, лицо его и фигура изменяют свое состояние и выражение. Лицо безустанно перерабатывается, и его переработка, видоизменение зависит от силы напряженности культуры той системы плана и мысли, над которой занят организм, и чтобы выразить ту или иную систему, прежде всего я заостряю или округляю себя как орудие, которым должен проникнуть или создать задуманную систему.
И прежде задуманности я сначала складываю в себе, в моей внутренней лаборатории мозга, необходимые элементы для сложения задуманности.
Все поставленные памятники есть системы, которые признаны лучшими нашей современности.
Современность потребовала извлечь из погребов их остовы наружу, а слова их вынуть из книг и превратить в огненные угли новой жизни.
Современность призвала мастеров, дала им системы и сказала исполнить по плану ее здание.
Были призваны скульпторы для того, чтобы построить пьедесталы и на их плечах установить задание — человека, фигуру, лицо, превратившееся теперь в современную живую жизнь.
С этой точки зрения должен подходить скульптор.
Такой подход смог бы поставить очень сериозный вопрос и заставить обратить внимание на всесторонний обхват того, что нужно изобразить.
Изобразить памятник не фотографическая задача. Нельзя рассматривать только с одной стороны в упор изображаемое, так сможет сделать фотографический аппарат.
Наши памятники или система, которая должна превратиться в памятник как образец, была рассмотрена художниками-скульпторами, с одной стороны, через дырку фотографического аппарата, с другой — через свой внутренний абажур построения.
Поэтому получилось то, что памятники наполовину реальны, наполовину вымазанные помадой своей ненужной внутренней парикмахерской.
На Миусской площади в Москве стоит бюст тов. Халтурина (казненного царским правительством)1. Нельзя позавидовать ему. Здесь скульптор чересчур использовал свое внутреннее дарование.
Тов. Халтурин изображен на кусочке пьедестала совсем несоответствующем размерам бюста. Сам бюст представлен допотопными величинами.
Засученные рукава и выражение лица наводят ужас на окружающих.
Вся накипь «внутреннего» уже чересчур и без меры вылилась в изображение и вместо желания сделать великим умалило его.
Памятник — серьезная вещь.
Нельзя искажать созданную систему до неузнаваемости. Сделать суровые складки на лбу, изобразить руки и кулаки до пять пудов — простая забава, и этой «нерукотворной» забавой заставлены все площади в Москве и Петрограде.
В Петрограде на Дворцовой площади был поставлен памятник Радищеву, исполненный по всем правилам «Барокко»2.
Мне приходилось слышать ответы скульпторов, когда их критикуют: «Эх, все это можно сделать, да знаете, нет мастерской хорошей, нет материала, нет пайка, мало средств...»
Но когда смотришь на памятники, то получаешь обратное, что все есть, но только нет таланта, мастерства, никакого понятия об объеме, масштабе, весе, а композиция осталась за границей.
Почему Вы так сделали памятник? — «Да я так понял».
И вот это «понял» многих положила на обе лопатки бездарности <так!>.
Что бы получилось, если бы план дома или систему архитектуры каждый каменщик понял бы по-своему? Хорош был бы дом!..
Хотя бы при наличии сегодняшних «греко-архитекторов» (4 века), может быть, таким путем удалось бы выйти на более современную дорогу.
Но в скульптуре эта проба не годится.
Это уже ясно...
Перед скульптором стоит система, которую нужно превратить в памятник. Перед каменщиком лежат планы, которые нужно превратить в дома. Всякое внутреннее, всякое индивидуальное и «я понял» не имеют места.
Если нет мастерства, если сам не заострен в зубило, если лоб твой не может быть молотом, если грудь твоя не может быть наковальней, если руки твои не могут быть фонарями — не берись за памятники, ибо будут они — «нерукотворны».
Искусство коммуны, 1919, № 10
Комментарии и примечания
Опубликована в газете «Искусство коммуны», Пг., 1919, № 10, 9 февраля.
План, выдвинутый В.И. Лениным в апреле 1918 года, предполагал быстрейшую установку на всей территории Российской Федерации памятников выдающимся деятелям культуры, науки, политики, которых большевики почитали предтечами и идеологами пролетарской революции. В данной статье Малевич-беспредметник изложил свое критическое отношение к реальному воплощению ленинского плана монументальной пропаганды.
Название заметки Малевича в полемическом ключе обыгрывало пушкинские строки «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», помещенные на пьедестале знаменитого монумента великого поэта, созданного для Москвы скульптором А.М. Опекушиным.
1. Памятник С.Н. Халтурину (1856—1882), революционеру-народовольцу, организатору и исполнителю террористических актов, был исполнен скульптором С.С. Алешиным и установлен на Миусской площади в Москве в 1918 году.
2. Гипсовый бюст писателя-демократа А.Н. Радищева (1749—1802) был вылеплен скульптором Л.В. Шервудом и поставлен в проломе ограды Зимнего дворца в Петрограде (открыт 22 сентября 1918 года). Первый памятник плана монументальной пропаганды в Петрограде получил высокую оценку у деятелей Советской власти, скульптору была заказана вторая отливка бюста Радищева, установленная 6 октября 1918 года в Москве.