Выставка «Императорский фарфоровый завод. Диалог эпох» в Москве

25 сентября в Большом царицынском дворце открылась экспозиция под названием «Императорский фарфоровый завод. Диалог эпох», приуроченная к 250-летнему юбилею Государственного Эрмитажа и 270-летию Императорского фарфорового завода и рассказывающая историю русского фарфора от самых первых изделий до современных.

На широкомасштабной выставке, разместившейся в десяти залах парадной анфилады, представлено более тысячи образцов русского фарфорового искусства XVIII—XX веков из коллекций Государственного Эрмитажа, музея-заповедника «Царицыно», ОАО «Императорский фарфоровый завод» и частных коллекций.

Решив отказаться от хронологического построения выставки, организаторы расположили все основные жанры фарфорового искусства в тематическом принципе. В каждом отдельном экспозиционном пространстве вещи разных эпох вступают в «диалог» времен: парадный стол, прекрасный мир природы, фарфоровый зверинец, фарфор и мода, театр, музыка и спорт, города и страны, декоративные вазы, фарфор и авангард. С помощью данного приема зритель яснее увидит историческую перспективу существующих традиций.

В составе экспозиции можно увидеть самые что ни на есть ценности. В их числе, например, инсталляция «Парадный стол Российской империи», объединивший предметы 14 самых знаменитых сервизов — от «Собственного» сервиза Елизаветы Петровны (1756) родоначальника русского фарфора Д.И. Виноградова до имперского по замыслу известной петербургской художницы Т.В. Афанасьевой сервиза «Нефть» (2004). Не менее интересными станут фарфоровый «портрет» любимой левретки Екатерины II, чайники по эскизам супрематиста Казимира Малевича, современные платья, расшитым фарфоровыми пластинами, тарелка из Бабигонского сервиза с росписью «Вид Златоустовской Оружейной фабрики» (1823—1824), парадный сервиз императорской яхты «Держава» (1871—1878) и многое другое.

Хотелось бы остановиться на Супрематическом чайнике Малевича, эскиз к которому художник разработал в 1923 году по заказу Государственного фарфорового завода. Сосуд, родившийся в результате супрематических опытов художника с формой, по словам создателя, был «не чайником, но его идеей». Изделие невообразимый геометрических форм предоставил для экспонирования музей-заповедник «Царицыно». К слову, в витрине с творением Малевича соседствуют чайники, художественно доработанные ведущими мастерами современного Императорского фарфорового завода. Также специально для выставки организаторами создан видеосюжет о супрематизме в фарфоре, который будет демонстрироваться в ходе экспозиции.

По словам директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, «Императорский фарфоровый завод — гордость русской культуры и символ блестящего совмещения ее всемирности и самобытности. Тесные творческие связи завода и Эрмитажа — давняя имперская и петербургская традиция, всегда находящая в самое разное время достойное воплощение».

Выставка «Императорский фарфоровый завод. Диалог эпох» будет работать до 10 января 2015 года. Местоположение: Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно», Большой дворец, Дольская улица, дом 1, Москва.

Читайте также:

Новая версия заварочного чайника Малевича от дизайн-студии Geometric Abstraction

Супрематический чайник Казимира Малевича продан на аукционе

 
 
Яндекс.Метрика Главная Контакты Ссылки Карта сайта

© 2024 Казимир Малевич.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.