Кельнский собор
Кельнский собор
Жемчужина Кельна и шедевр готической архитектуры, Кельнский собор Святых Петра и Марии поражает своей монументальностью, величием и, одновременно, легкостью и изяществом, ажурностью устремленных ввысь форм. Это крупнейший собор Германии и один из самых больших соборов в Европе.
Он представляет собой огромную пятинефовую базилику из красноватого камня трахита, площадью около 8500 кв. м. Длина собора 144 метра, ширина трансепта — 83 метра, высота здания до гребня крыши — около 60 метров. На западном фасаде собора расположены две колоссальные башни, увенчанные остроконечными шпилями. Они поднимаются в высоту на 157 метров.
Здание имеет снаружи множество опорных пилястр, аркбутанов, фиалов, галерей, сквозных решеток, а его главный портал богато украшен скульптурной пластикой, декоративной резьбой, повторяющимися от яруса к ярусу стрельчатыми арками. Огромный основной зал собора окружен множеством часовен и капелл, а его звездчатые своды поддерживают колонны высотой в 44 метра. Грандиозность внутреннего пространства собора ощущается не только благодаря внушительным абсолютным размерам, но и вследствие нарочитого перепада высот: средний неф в два с половиной раза выше боковых, также на разных уровнях расположены неф и хор.
Кельнский собор, вид сверху
Стены, своды, пол собора выложены из серого рейнского камня. Две крутые винтовые лестницы — в 509 ступенек каждая — ведут на колокольни, устроенные в средних ярусах обрамляющих фасад башен. Отсюда, с высоты около 100 метров, открывается великолепная панорама Кельна и окрестностей.
Самым большим колоколом Кельнского собора и самым большим «действующим» колоколом в мире является «Петер» — его вес 24 тонны. Он отлит сравнительно недавно — в 1923 году, из металла пушек, захваченных у французов в 1871 году. За ним следует старинный колокол «Претиоза» («Изысканная»), получивший свое название из-за изумительного по чистоте тона. Отлитый в 1448 году он весит 11 тонн, и в свое время был самым большим в Европе. Своим знаменитым собратьям вторят еще два колокола.
Огромные башни Кельнского собора видны практически из любой точки города, но особо потрясающее впечатление — благодаря зеленоватым отблескам подсветки на темном камне — собор производит в вечернее время.
Кельнский собор ночью
История Кельнского собора восходит к 13 веку — именно тогда было решено построить на месте существовавшего с 9 века и сгоревшего старого собора новый храм. Строительство с самого начала было задумано как нечто грандиозное — горожанам хотелось иметь свой кафедральный собор, подобный великолепным французским храмам, но превосходящий их по размерам и затмевающий их по красоте. Вдохновляющим примером для архитектора Герхарда фон Риле послужил храм в Амьене, откуда и был заимствован план.
Кельнский собор, вид с южной стороны
Была и другая причина для начала этого строительства. Райнальд фон Дассель, канцлер и военачальник императора Фридриха Барбароссы, получил от императора в благодарность за боевую помощь, оказанную при покорении Милана, останки Святых волхвов, которые ранее хранились в одном из миланских монастырей. В 1164 году Райнальд фон Дассель с триумфом ввез реликвии в Кельн и в течении следующих десяти лет для них изготавливался специальный саркофаг из серебра, золота и драгоценных камней — рака Святых волхвов, одна из самых драгоценных реликвий христианства. Высокий ранг, которого Кельн достиг в западноевропейском христианстве благодаря обретению этих реликвий, и должен был воплотится в соответствующем данному случаю кафедральном соборе.
Кельнский собор, апсида
В 1248 году архиепископ Кельна Конрад фон Хохштаден заложил первый камень в основание Кельнского собора и с этого времени началась одна из самых длинных глав в истории европейского строительства. В 1322 году был освящен хор собора, который уже в годы его создания рассматривался как чудо искусства. Также было завершено строительство портала, и часть пространства была подведена под крышу, так что стало возможным проводить церковные службы. Однако уже в 1450 году прекратились работы на южной башне, которая была доведена до высоты в 59 метров, а затем и вся строительная деятельность была остановлена. Причиной тому послужили не только полыхавшие в Европе войны и эпидемии и, как следствие их, нехватка средств. Само средневековое мировоззрение, благодаря которому и могла изначально возникнуть идея этого гигантского собора, пошатнулось и стало уходить в прошлое.
Кельнский собор, башни
Строительство собора было возобновлено только в 19 веке — в 1842 году король Пруссии Фридрих Вильгельм IV повелел завершить сооружение по первоначальным планам и 4 сентября 1842 года сам заложил первый камень, а в октябре 1880 года состоялось празднество в связи с завершением строительства.
Благодаря таланту архитектора Эрнста Фридриха Цвирнера готический дух собора был полностью сохранен — за столетия возведения собора строители не отступили от первоначального плана, а его завершение также велось по оригинальным планам, найденным в 1814 году в Дармштадте.
Статуи апостолов
После этого началась внутренняя отделка. Однако в 1906 году одна из 24 декоративных башенок, украшавших башни главного фасада, рухнула. Вскоре обломились и другие декоративные башни — поврежденные места каменной кладки нужно было снова восстанавливать. А после 1945 года пришлось уже устранять повреждения, нанесенные бомбардировками во время второй мировой войны.
Кельнский собор — это не только место проведения церковных служб, но и крупнейший музей, где собраны за долгие столетия богатейшие коллекции картин, скульптур и драгоценностей.
Витражи
В соборе хранятся сокровища, которые просто не возможно все перечислить и дать им оценку. Среди них в первую очередь следует назвать такие памятники средневекового искусства, как ряды скамей в хоре, фрески над ними, главный алтарь, 14 скульптур — Христос, Дева Мария и 12 Апостолов на ограде хора. Высоко в верхних рядах окон сияют великолепные витражи. Окна Королей а также Библейские окна и окна Святых волхвов, расположенные в галерее хора, в боковой капелле, сохранились с 1280 года.
В Мариенкапелле можно восхищаться знаменитым «Поклонением волхвов» — престольным образом работы Стефана Лохнера. Еще в одной капелле находится древнейшее из скульптурных изображений Распятия, в другой — погребен основатель Кельнского собора архиепископ Конрад фон Хохштаден. Сокровищница собора хранит также раку Святого Энгельберта, знаменитый крестовый реликварий, кресты различных эпох, епископские жезлы, статуи святых, ценные дароносицы и многое другое.