Главная / Биография / Выставки
Пик творческой карьеры Малевича: общественная деятельность и персональные выставки
После Февральской и Октябрьской революций жизнь Малевича сильно изменилась. Он присоединился к объединению левых художников. Осенью его назначили комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей. В перечне его обязанностей даже была охрана ценностей Кремля.
В августе его избрали на пост председателя художественного отдела в Московский совет солдатских депутатов.
Малевич планировал строительство новых музеев для работ авангардистов. В скором времени открылся Музей живописной культуры и Музей художественной культуры, посвященные исключительно современному искусству.
В конце 1918 года в Государственных свободных мастерских Малевич начал педагогическую деятельность: он возглавил мастерскую по изучению нового искусства супрематизма. Его работы выставлялись на X Государственной выставке.
В 1918 году на некоторое время переехал в Петроград, где работал над созданием костюмов и декораций для спектакля Владимира Маяковского «Мистерия-Буфф». Через год он вернулся в Москву. В скором времени мир увидел его первый большой труд «О новых системах в искусстве».
Первая персональная выставка художника «Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму» прошла в декабре 1919 года.
Несмотря на то что художник приобрел популярность в художественных кругах, его финансовое положение было непростым. Его жена ждала первенца, а дом, в котором они жили, не протапливался. Лазарь Лисицкий, друг Казимира Севериновича, предложил художнику всей семьей переехать в Витебск, где как раз открылось Народное художественное училище.
В ноябре 1919 года Софья Михайловна и Казимир Северинович приняли предложение и переехали в провинциальный Витебск.
В Народном художественном училище ему выделили отдельную мастерскую, где он собирал своих учеников и преподавал супрематизм до 1922 года.
Он был требовательным учителем. По его мнению, перед каждым художником стоит сверхзадача, и, чтобы достичь ее, нужно постоянно развиваться. Каждый художник обязан не только освоить уже имеющиеся виды живописного мастерства, но и внести в искусство что-то свое. Соответствовать его жестким требованиям смогли немногие — Малевич нажил себе много врагов.
Его идеи находили отклик среди учеников. Уже к 1920 году Малевич организовал общество «УНОВИС» — «Утвердители нового искусства». В него вошли Н. Коган, Л. Хидекель, Л. Лисицкий, И. Чашник. Малевич настолько увлекся идеей супрематизма и деятельностью «УНОВИСа», что назвал дочь Уной.
Художник не только активно продвигал свои идеи и в́идение искусства, но и участвовал в жизни Витебска. Так, к третьей годовщине Октябрьской революции он вместе с другими художниками украшал город своими рисунками.
В эти годы художник практически не писал картины, а увлеченно работал над философскими и теоретическими трудами: «Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика», «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой» и другими. Он часто выступал с ними на конференциях.
Вместе со своими учениками и членами «УНОВИСа» в начале лета 1922 года Малевич переехал в Петроград. В этом же году его картины впервые выставлялись на «Первой русской художественной выставке» в Берлине.
Вторая персональная выставка художника состоялась в 1923 году и была посвящена 25-летию творческой деятельности. Малевич создал эскизы супрематических росписей для Петроградского государственного фарфорового завода.
С 1924 года Казимир Малевич возглавил формально-теоретический отдел в Ленинградском государственном институте художественной культуры (ГИНХУК) и занял пост директора. Однако уже в 1926 году институт был ликвидирован.
Дружба с Лисицким принесла и другие плоды: Казимир Малевич заинтересовался архитектурой. Он стал членом «Объединения современных архитекторов» (ОСА). В 1925 году его объемные архитектурные супрематические модели — архитектоны — экспонировались на ежегодной отчетной выставке ГИНХУКа.
В 1925 году умерла Софья Михайловна Рафалович. Казимир Северинович остался один с 5-летней дочкой на руках. Через два года Малевич вступил в брак третий раз — с Наталией Андреевной Манченко (1902–1990), которая была младше него на 23 года.
Несмотря на то что в Европе его творчество уже получило известность, художнику только предстояло впервые выехать за границу СССР.