Saab 9000 — покупать или нет?
В декабре 1949 году, шведский авиазавод Saab (Svenska Aeroplan AB) начал серийное производство своего первого автомобиля под названием Saab-92, на разработку которого ушло 4 года. Над машиной работали всего 20 авиаинженеров, которые не имели опыта автомобилестроения, поэтому созданный ими автомобиль не был похож на другие. У той модели даже отсутствовала дверь багажника... Это был первый Saab .
Последним же «настоящим» «Саабом» любители этой марки считают Saab 900. Последним, потому что затем появился Saab 9000 (выпускался с 1984 по 1997 года), который был сделан на одной базе с Fiat Croma и Alfa Romeo 164. Конечно, дизайнеры постарались, чтобы модель 9000 несла в себе имидж настоящего «Сааба», но все равно — «не такой как все» автомобиль, в сущности, то же самое, что и массовый итальянский Fiat. На «девятитысячнике» даже замок зажигания был не на тоннеле пола, а как у всех, под рулем. Ничего более кошмарного для поклонников «Саабов» и придумать было нельзя. Но, несмотря на это, Saab 9000 совсем неплохая машина со своими особенностями.
И первой особенностью Saab являются его двигатели. Во-первых, Saab 9000 был чуть ли не единственной в мире моделью большого класса, который длительное время предлагался исключительно с четырехцилиндровыми двигателями. И только в 1994 году появилась 3-литровая V-образная «шестерка», которая была взята от Opel Omega (с 1991 года 50% акций Saab владеет американский концерн General Motors). Несмотря на то, что этот двигатель хорош, его не очень-то любят поклонники марки Saab. Все-таки, этот автомобиль должен быть с рядной четверкой (объем 2,0 или 2,3 литра), и непременно с турбиной (бывают и без нее, мощностью от 128 до 146 л.с.). Причем турбонаддувы бывают разными. На один и тот же двигатель может устанавливаться турбины как высокого, так и низкого давления, но если автомобиль старше 1994 года, то выбора не будет — только высокое давление. Особенность такого двигателя заключается в том, что он выдает больше мощности на высоких оборотах. В «низах» 2,3-литровый «высокотурбинный» мотор довольно вялый, но стоит только поднять стрелку тахометра до 3000 оборотов, как водитель тут же поймет, что под капотом скрываются немного нимало 195 л.с. Этот двигатель показывает свой характер только если его сильно раскручивать, поэтому и ресурс у него поменьше, чем у обычных атмосферных двигателей.
2,3-литровые «низконаддувные» двигатели имеют мощность 170 л.с. Такой мотор отличается ровной характеристикой начиная с самых «низов». Поэтому, такие моторы и ходят подольше — пробег в 250-350 тысяч это совершенно нормально. Единственное, что нужно всем без исключения «саабовским» двигателям, так это качественное и своевременное обслуживание, ведь все «четырехцилиндровики» имеют достаточно сложную техническую начинку: сдвоенные распределительные валы с верхним расположением и четыре клапана на цилиндр. Кроме того, ни в коем случае не надо забывать про правила эксплуатации турбодвигателей. Они требуют только свежее высококачественное синтетическое масло (на этом экономить нельзя ни в коем случае) и чистый воздушный фильтр, который надо менять почаще. А еще двигатель с турбонаддувом нельзя глушить сразу же после остановки. Он должен поработать хотя бы с минуту на холостом ходу, охлаждая турбину. Пренебрегать этими советами не стоит, ведь новенькая турбинка стоит более тысячи долларов.
В целом же Saab не самая дешевая марка автомобилей в плане обслуживания, особенно если покупать фирменные запчасти. Знают это и в фирме Saab , поэтому на «девятитысячник» практически все запчасти для двигателя и подвески можно купить по отдельности, а не в сборе. Кроме того, существует вариант, когда старые детали не заменяются на новые, а отправляются на завод. Оттуда же присылается восстановленные узлы. Естественно, такой вариант возможен с основными агрегатами, типа двигателя или коробки передач. А еще, на снятые с производства модели (Saab 9000 относится к их числу), стоимость запчастей со временем снижается.
Что касается подвески, то она неплоха. Плавность хода на высоте и, в то же время, автомобиль отлично держит дорогу. Только слова про плавность не касаются версии Saab 9000 Aero. Эти самые быстрые «девятитысячники» отличаются от обычных другими спойлерами и низкопрофильными 16-дюймовыми колесами. На Aero подвеска больше напоминает спортивные автомобили, а не седан бизнес-класса. Поэтому знайте, что Aero можно покупать, только если скорость для вас это самое главное, а денег на более частые ремонты и дорогие запчасти достаточно (у Saab 9000 Aero много своих оригинальных деталей). Если же не брать эту крайность, то «нормальный» Saab 9000 понравится всем. В нем можно комфортно ехать, нестись по трассе со скоростью под 200 км/час или «прохватить» по извилистым горным дорожкам.
Перед покупкой Saab 9000 лучше всего съездить на специальный сервис, где необходимо проверить компрессию в двигателе, состояние турбины, подвески и прочего. Из «мелочей» обратите внимание на кондиционер, люфт рулевого управления, тормозные диски, состояние гидроусилителя. Ржавчины, как правило, даже на старых «Саабах», встречается редко, ведь автомобили сконструированы в северной Швеции, где прекрасно знают, что такое морской воздух и холодные зимы.
На вторичном рынке можно встретить довольно много предложений по Saab 9000. Автомобили 1984-86 годов продаются за 1800-3000 долларов, 87-90 годов за 2000-3500. Однако, если и брать Saab такого года, то его необходимо тщательно проверить, ибо реанимация «мертвой» машины может обойтись слишком дорого. Цена на более-менее приличный «девятитысячник» 93-97 годов составляет 5000-15000 долларов. Дороговато, но дешевыми хорошие «Саабы» не бывают.